Премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) говорит, что недавно опубликованное досье по Ираку и его оружию массового поражения доказывает тот факт, что проводимая в отношении Ирака "политика сдерживания" не работает. Досье является одним из аргументов в пользу принятия новой жесткой резолюции Организации Объединенных Наций, принуждающей Ирак отказаться от выполнения программ создания оружия массового поражения или, в случае неповиновения, ставящей Ирак перед фактом американского вторжения.
"Я не сомневаюсь, что угроза серьезна и реальна, - пишет премьер-министр Великобритании Тони Блэр в предисловии к новому досье, - что он (Ирак - прим. пер.) достиг прогресса в разработке оружия массового поражения (ОМП) и что его нужно остановить". В последующем документе приводятся доказательства к этому утверждению. Для тех, кто уже убежден в необходимости военных действий против Ирака, это досье является полезным сводом весомых причин, а также источником новой полезной информации. Однако вряд ли оно переубедит всех скептиков: большая часть этой информации уже была доступна общественности; большая часть ее является недоказанными утверждениями со ссылками на "разведданные", источники которых, по понятным причинам, не могут быть раскрыты; а оценка серьезности и неминуемости угрозы основывается на прочтении мыслей Саддама Хусейна (Saddam Hussein).
Тем не менее, большинство читателей будет убеждено, что заявления Ирака о том, что у него нет никакого оружия массового поражения, являются возмутительной ложью. В досье документально подтверждено, что Ирак ранее производил химическое и бактериологическое оружие. В нем говорится, что Ирак обладает оружием, которое может быть приведено в готовность в течение 45 минут. В нем так же подробно говорится о деятельности Ирака по созданию ядерной бомбы. К тому же в досье говорится, что Ирак искал возможность купить уран в странах Африки и пытается найти способы его обогащения до уровня, пригодного для использования в ОМП. По приведенным в документе оценкам, Ирак располагает примерно 20-ю ракетами, способными нести бактериологические или химические боеголовки и способными доставить их в Израиль или на Кипр, где у Великобритании есть несколько военных баз. В досье также говорится о тщательных попытках г-на Хусейна скрыть свои программы вооружений, в том числе путем создания передвижных лабораторий по разработке бактериологического оружия.
Для г-на Блэра документ является важной частью борьбы за общественное мнение в Великобритании. Он был опубликован как раз ко времени специально назначенных парламентских обсуждений по Ираку. Г-н Блэр подвергся критике, особенно со стороны своей собственной лейбористской партии, за слишком открытое желание занять сторону Америки в борьбе против Ирака. Тем не менее, председатель партии Чарльз Кларк (Charles Clarke) отметил в интервью газете "The Financial Times", что существуют "очень значительные разногласия" между Великобританией и Америкой. В то время как политика США заключается в том, что Ирак нуждается в "смене режима", Великобритания фокусируется на его оружии массового поражения. Отсюда и важность этого досье для обоснования участия Великобритании в военных действиях против Ирака.
Поддержку можно будет получить гораздо легче, если военные действия будут разрешены новой резолюцией Совета Безопасности ООН. Когда президент Джордж Буш (George Bush) на Генеральной Ассамблее ООН 12 сентября этого года произносил речь, похожую на официальное обвинение г-на Хусейна, он начал прилагать конкретные усилия по проталкиванию новой резолюции, которая будет грозить г-ну Хусейну страшными последствиями, если он не подчинится. Тем временем, если верить новым утечкам информации от высокопоставленных чиновников, американская администрация осуществляет военные приготовления и разрабатывает планы на тот день - предположительно не очень отдаленный - когда дипломатия не справится.
Казалось, что этот день приблизился еще ближе, когда после встречи г-на Хусейна со своими высокопоставленными чиновниками Ирак объявил о том, что он не будет подчиняться никаким новым резолюциям ООН. В сделанном заявлении Америка обвинялась в попытке протолкнуть "новую, плохую" резолюцию, по сравнению с теми, которым Ирак, по его словам, собирался подчиниться, разрешив вернуться в страну военным инспекторам ООН.
Американские официальные лица всегда расценивали "безусловное" согласие принять военных инспекторов как тактическую уловку. Действительно, по прошествии некоторого времени это согласие начинало обрастать различными оговорками - например, об "уважении" суверенитета Ирака, которая использовалась для оправдания запрета инспекторам посещать некоторые подозрительные места. Английское досье включает в себя сделанные с воздуха фотографии одной предположительно "президентской" резиденции. Чтобы показать ее размер, на фотографию был наложен план Букингемского дворца, который занял лишь крошечную часть снимка.
Невзирая на очевидно проявленную Ираком на прошлой неделе гибкость, Америка начала готовить политические обоснования для войны. На прошлой неделе г-н Буш представил в Конгресс проект резолюции, которая предоставит ему право использовать все средства, "в том числе и силу", чтобы заставить Ирак соблюдать международные обязательства.
При всем при этом г-н Буш сталкивается и с критикой. Альберт Гор (Al Gore), у которого он выиграл президентские выборы в 2000 году, обвинил его в разбазаривании запаса международной доброй воли по отношению к Америке, возникшего после событий 11 сентября прошлого года. Но, тем не менее, ожидается, что направленная в Конгресс резолюция будет принята, хотя ее некоторые наиболее вызывающие положения могут быть изменены.
Тем временем госсекретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) пытается убедить членов Совета Безопасности ООН принять еще одну резолюцию, которой г-ну Хусейну будет выдвинут строгий ультиматум, требующий выполнения предыдущих резолюций. Министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) поднимет на этой неделе вопрос действий Америки против Ирака в ходе встречи с союзниками по НАТО. Словам г-на Рамсфельда прибавит вес обнародованная г-ном Бушем 20 сентября новая стратегия национальной безопасности, которая официально закрепляет принятие доктрины "превентивных действий" - то есть устранение угроз до того, как возникнет вероятность реального нападения на Америку. США настаивают, что обретение Ираком оружия массового поражения и прошлые данные об использовании им этого оружия ставят его в разряд опасностей, которые должны быть устранены немедленно, даже если они и не угрожают активно Америке или ее союзникам.
Общественные дискуссии сопровождаются обсуждением вариантов применения военной мощи, к которым г-н Буш сможет прибегнуть, если он решит свергнуть г-на Хусейна силой. Несколько месяцев назад чиновники из администрации Буша говорили о сообщениях в прессе, раскрывающих варианты применения военной силы, как о перегретых слухах. Сейчас же, хотя они и настаивают, что г-н Буш не принял конкретного решения о варианте действий, они не отрицают, что такие планы лежат у него на столе. Также существуют четкие признаки наращивания американского военного присутствия в регионе.
Судя по тому, что говорят на публике иностранные государственные деятели, международная поддержка войны в мире невелика. Из пяти постоянных членов Совета Безопасности только Великобритания полностью заняла сторону США. Три других - Китай, Франция и особенно Россия - затрудняют принятие новой резолюции. Россия утверждает, что главным вопросом является возвращение в Ирак военных инспекторов, которые не были в стране с 1998 года, и что в новой резолюции нет необходимости, так как Ирак заявил, что он примет их. Она твердо придерживается этой позиции, несмотря на активное лоббирование этого вопроса самим г-ном Бушем в ходе встреч с министрами обороны и иностранных дел России в Вашингтоне и в телефонной беседе с президентом Владимиром Путиным.
Россия может выжидать уступок от Америки по поводу беспокоящих ее саму вопросов - то есть, например, по спору с Грузией из-за деятельности чеченских "террористов" на грузинской территории, или по поводу российских интересов в Ираке. Однако ее взгляды на значение военных инспекторов разделяются и другими странами, что создает трудности для Америки.
Американские официальные лица сомневаются в значимости инспекторов, которые, по словам г-на Рамсфельда, "не смогут работать" до тех пор, пока в Ираке не будет "готового к сотрудничеству правительства". Американские чиновники не перестают говорить, что их политика заключается в "изменении режима" в Ираке. Это, в сочетании с новой военной доктриной превентивных действий, глубоко волнует другие недемократические режимы, имеющие плохие отношения с Соединенными Штатами, а также тех, кто опасается, что другие страны могут использовать американскую политику в качестве оправдания своих собственных превентивных ударов.