- Как вы оцениваете то, что ПАСЕ сегодня, как говорит представитель президента по Калининградской области и глава думского Комитета по международным делам Дмитрий Рогозин, очень позитивно для России представили проблему Калининграда в связи с расширением ЕС?
- Я думаю, что в этом есть некоторый резон, в том, что это оценивается позитивно, потому что ПАСЕ орган Совета Европы. Но Совет Европы не относится к системе Европейского Союза и поэтому он никак не может навязывать Европейскому Союзу какие-либо решения┘.
- Да, но, тем не менее, это европейский институт.
- В принципе дело не в том, что это сугубо европейский институт, дело просто в том, что есть европейский суд по правам человека в системе Совета Европы. И именно через посредство этого европейского суда Россия, опираясь на решение ПАСЕ, на рекомендации ПАСЕ, на общий настрой ПАСЕ, если угодно, может каким-то образом воздействовать на ситуацию в рамках своих отношений с Евросоюзом. Хотя это вещи практически не связанные, потому что ПАСЕ ничего не может порекомендовать конкретно ЕС сделать.
- Но инструмент воздействия через суд существует и это уже хорошо?
- Этот инструмент очень опосредованный. Речь идет, собственно о том и раньше шла об этом, что российские граждане, которые чувствуют себя ущемленными вот этой сложившейся ситуацией - невозможностью свободного переезда из России континентальной в калининградский эксклав и обратно, могут подать жалобу в суд по правам человека. И этот суд, основываясь на рекомендациях юридического комитета ПАСЕ, теоретически (я не юрист, поэтому предполагаю) может принять благоприятное для этих граждан решение. Если суд принимает такое решение (соответственно, в таких спорах есть истец и есть ответчик) значит, ответчиком в данном случае все-таки выступает ЕС : либо какая-то страна ЕС, либо скорей всего ЕС целиком. И это создает некий юридический прецедент, за это можно зацепиться. И с этой точки зрения оптимизм Дмитрия Рогозина уместен. Другой вопрос, что эта вещь очень, как я уже сказал, опосредованная, и потребуется довольно много времени, чтобы этот механизм реально мог заработать.
- Сохранена российская поправка, согласно которой Литва облегчит не только визовый режим для Россиян, следующих из Калининградской области и обратно, но и режим транзита через территорию Литвы. Что это означает? Вопрос в какой-то степени уже начинает решаться? Или нет?
- Я думаю, что когда Литва станет членом Евросоюза, вопрос как раз вернется к своему начальному состоянию, потому что ПАСЕ, как я уже сказал, напрямую действовать на политику ЕС не сможет. Пока Литва не стала членом ЕС, Литва остается более уязвимой в этом отношении для решений Совета Европы, да и то только от части. Действительно последнее предложение Брюсселя предполагает некое упрощенное решение этого вопроса, связанного с визами, применительно к Польше и Литве. Это действительно существует, но это чисто технический момент, и он не связан, скажем, с расширением списка лиц, которые могут перемещаться туда и обратно. Поэтому я не думаю, что вступление в ЕС Литвы сильно упростит ситуацию.
- Итак, пока это не решающая реплика со стороны одного их европейских институтов?
- Пока это рекомендация, прежде всего в моральном отношении, достаточно авторитетного европейского института. Но к системе принятия решений он имеет очень мало отношений.
- Как вы думаете, насколько сильно это повлияет на дальнейшее решение Евросоюза, на дальнейшее решение стран Европы? Все-таки парламентарии в ПАСЕ свое слово сказали, и поэтому наверняка они будут где-то и в своих странах об этом говорить?
- Я думаю, что влияние будет близко к нулю, потому что, как я уже сказал, это организация не сопоставимая по потенциалу реально политическому. С одной стороны Евросоюз - модное политические образование, реально функционирующее, почти федерация, хотя тут можно долго спорить, а с другой стороны - ПАСЕ - наднациональная структура, действующая в области прав человека. Это абсолютно несопоставимые вещи, хотя они могут сотрудничать и взаимно влиять.
Ну, вернутся эти парламентарии к себе в страны┘ Это все равно не будет предметом повестки дня национальных парламентов, не говоря о том, что не национальные парламенты это решают, а правительства и Брюссель. То есть это на самом деле почти никак не взаимосвязано. Просто Совет Европы в плане идей намекнул Евросоюзу, что в правовом смысле, в гуманитарном смысле точка зрения России имеет право на существование и нужно каким-то образом ее учесть, более внимательно к ней отнестись.