- Заместитель министра госбезопасности Грузии говорит, что Тбилиси не хочет препятствовать переходу боевиков из Грузии в Россию. Они как бы от них избавляются таким образом. Они что - расписываются в собственной некомпетентности?
- Нет. Они в данном случае просто ведут себя недружественно по отношению к России, отказываясь сотрудничать в проведении операций, в конкретном их планировании, в согласовании действий по окружению и уничтожению бандформирований или принуждению их к капитуляции. Они, просто-напросто, избавляются от той проблемы, которая теперь стала очевидна не только России, но и многим другим.
- Сказали, что в Ингушетию якобы боевиков доставили на грузинских вертолетах. Это может соответствовать действительности?
- В принципе я убежден, что грузинские власти и полевые командиры, по крайней мере, наиболее крупные из них - такие, как Гелаев, между собой сотрудничают. Под словом "власти", я имею в виду, прежде всего, представителей спецслужб военного ведомства Грузии. Я не говорю, на каком именно уровне этот контакт происходит. Он может быть на разных уровнях. Очевидно, что вытесняемые таким образом из Панкисского ущелья боевики пользуются полным сочувствием тех, кто принужден делать вид, что проводит операцию. С этой точки зрения все то, что называется контртеррористической операцией в Грузии, по сути, является фарсом. Это просто попытка избавиться от головной боли, переложив ее на Россию.
- Если грузины хотят, чтобы боевики быстрее все ушли, то они в таком случае могут и вертолеты предоставлять и другую помощь?
- Да, вполне возможно. Именно так и происходит. Я убежден, что все возможные формы сочувствия и содействия в этом смысле существуют┘.
- И какой вывод из этого должны делать в России?
- Вот именно: какой вывод? На высоком государственном уровне все это должно быть запротоколировано, предано гласности и раскрыто максимально широко не только для военных специалистов, но, самое главное, для общественного мнения России и всего мира. Это первое.
Второе: все необходимые заявления о последствиях такого поведения Грузии должны быть сделаны вслед за заявлением президента.
И третье - чего не надо делать.
Не надо на этом основании предаваться справедливому негодованию, пересекать границу Грузии и наносить некие удары - точечные или иные - по территории Грузии. Надо делать другое. Надо заклеймить грузинские власти как пособников, дать их в этом неприглядном виде на обозрение всему миру, а Россия должна заявить, что у нее свободные руки по отношению к Грузии.
- Но не означают ли "свободные руки" одновременно и нанесение ударов тоже?
- Нет. Главные выводы, которые должна сделать Россия в отношении территориальной целостности Грузии - это фактически состоявшееся отторжение от Грузии уже многие годы Осетии и Абхазии, наличие в Грузии региональных проблем, который позволяет России контактировать, минуя центральное правительство, напрямую с руководителями этих регионов. Это гораздо более существенное для грузинского руководства, нежели наши точечные всякие удары.
- "Существенное" в качестве механизма влияния?
- Конечно. Мы терпим на этом ущерб, к сожалению. Я имею в виду ущерб от того, что Грузия отказывается с нами сотрудничать и пособничает террористам в их возвращении к месту боев в Чечне, Ингушетии и т.д. Но если мы на этом основании начнем операцию, то произойдет то, чего, на мой взгляд, мы никак бы не желали, а именно произойдет консолидация.
- Внутригрузинская консолидация?
- Да, внутригрузинская консолидация. Шеварднадзе призовет к такой консолидации вокруг себя, и он ее получит. Надолго, ненадолго, но он ее получит.
- А не будут ли другие страны СНГ сочувствовать Шеварднадзе и этой консолидации?
- Вполне вероятно, что какие-то страны СНГ займут такую позицию. Но я не думаю, что страны СНГ будут особенно активны в этом отношении. Некому среди стран СНГ быть здесь активными, и не так уж важны страны СНГ для России. Важнее, что западное сообщество, Соединенные Штаты вполне бы устроило, если б мы для себя обрели еще один военный очаг, кроме Чечни. Причем не в вопросе, который, безусловно, по всем международным нормам является нашим внутренним делом - Чечня, а в вопросе, который, уже становится проблемой международных отношений. Все, кто считает, что надо "ударить", эти люди просто-напросто наносят вред России - они конъюнктурщики. Они не понимают ни интересов России, ни особенностей Кавказского региона.
- А Абхазия и Осетия - могут они из-за этого вдруг еще сильнее потянуться к России?
- Они не "вдруг", они уже давно потянулись.
- Да, но они могут и заговорить о присоединении? Это не повредит нам?
- Нет. Во-первых, присоединяться - это как минимум двустороннее действие. Мы же не говорим о том, что мы их присоединяем. Мы, например, можем отменить блокадные меры в отношении Абхазии. Они еще действуют с 1994 года. Не пора ли их отменить? И мы признаем фактически существующим правительство Абхазии. Мы устанавливаем с ним отношения на уровне, ну по крайней мере, представителей. Де-факто оно существует, но никем не легитимизировано.
- Понятно. Но ведь абхазы могут, в конце концов, все принять российское гражданство? Процесс этот уже идет.
- Они уже, многие, приняли российское гражданство. Это еще дополнительное основание к тому, чтобы мы сделали то, о чем я сказал. Мы должны понимать, что никоем образом Абхазия, Осетия в Грузию не вернутся, кроме как в результате самой кровопролитной войны на истребление абхазского и осетинского народа. Это очевидно, что они не пойдут обратно в такую Грузию. Кто будет в Тбилиси завтра, уже не будет важно, потому что Тбилиси станет столичным округом. Все остальное - это будут территории, которые или фактически уже отпали от Грузии или которые в полузависимом, полунезависимом состоянии находятся как, например, Аджария и Джавахетия - район компактного поселения армян.
- Прав я буду, если скажу, что своими действиями Шеварднадзе обостряет внутригрузинскую проблему?
- Да. Фактически принято считать, что Шеварднадзе гениальный, хитрый лис, совершенно необыкновенный политик, чтоочень воодушевляет нашу столичную постокуджавскую интеллигенцию и заставляет уважать Шеварднадзе. А вся его гениальность сводится к некоторой изворотливости, связанной с тем, что он эту интеллигенцию привык хвалить или задабривать деньгами, а она ему взамен платит вот такой благодарностью. Но вопрос заключается в следующем: сегодня и Шеварднадзе и грузинская политическая элита готовы быть зависимы от кого угодно, только не от России.
Исходя из этого, он допустил ряд грубейших ошибок в своей тактике и стратегии. То, что он сейчас делает, окончательно разделяет территорию бывшей Грузинской ССР на ту часть, где он имеет возможность удержать власть центрального правительства, и ту часть, которая теперь уже никогда не вернется.
Пригласив американцев, он эту ситуацию усугубил. Гелаев в Кодорском ущелье - еще одна добавка к этому. Вытеснение российских баз с территории Грузии - еще одна гирька на те же весы и так далее. Он на самом деле нанес грандиозный вред своему народу, если исходить из того, что этот народ желал бы единой, неделимой, целостной Грузии, поэтому какой он, к чертям, гениальный политик! Он человек, который благодаря поддержке извне, благодаря игре на остаточных фобиях между Россией и Америкой, пытается на этом играть и удерживаться у власти.
Самое печальное было бы для Шеварднадзе, если бы Россия с Америкой нашли общий язык в этом вопросе, тогда ни одного дня больше бы не существовал Шеварднадзе. Он просто человек, который довел Грузию до гибели.
- И он долго не продержится?
- Он может продержаться и долго. Вопрос - в каком районе Грузии? Нас не должно особо интересовать - продержится он, не продержится, потому что у нас нет наследника Шеварднадзе. И нет страны, в которой этот наследник будет править в полном объеме.