Напомним, что Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принята Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) 15 июня 2001 года. Ее подписали руководители Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана, которые подтвердили обязанность стран-участниц вести совместную борьбу с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Для того чтобы предупреждать, выявлять и пресекать деятельность террористов, экстремистов и сепаратистов стороны договорились содействовать друг путем обмена информацией и выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Взаимодействие между центральными органами стран ШОС решено вести в рамках двусторонних и многосторонних форматов на основании запросов об оказании содействия. В десятой, весьма важной по своему значению статье Конвенции говорится о создании антитеррористического центра со штабом в Бишкеке. Киргизская столица была предложена для размещения штаба самим президентом Киргизии, который в последствии настаивал на одобрении этого предложения другими участниками.
Конвенция предусматривает также проведение экстренных и внеочередных встреч для реализации ее целей, а также предоставление странами-подписантами технической и материальной помощи друг другу. Рабочими языками ШОС стали китайский и русский, а депозитарием Конвенции - КНР.
Стоит отметить, что неподдельный глубокий интерес был проявлен к Шанхайской пятерке, затем расширившейся и превратившейся в Шанхайскую организацию сотрудничества, сразу после сформирования первичной структуры. Вот что писала мировая пресса о Шанхайской пятерке, Шанхайской органиазции сотрудничества и их роли.
"Совместное заявление, сделанное главами Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, говорит о том, что новая организация "не является союзом, направленным против других государств или регионов", отмечал "Уолл Стрит Джорнл".
"Шанхайская пятерка отныне стала организацией, способной решать глобальные проблемы", подчеркивала "Файнэншл таймс".
"Шанхайская пятерка, куда входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, создавалась как механизм регионального сотрудничества в первую очередь в приграничных районах. Кстати, со вступлением в форум Узбекистана этот периметр замкнулся, и, как утверждают эксперты, проблема доверия здесь практически решена. До сих пор акцент делался на военно-политической составляющей. Теперь же речь идет о создании нового органа, где будет уделяться внимание и другим формам сотрудничества - от торгово-экономического и научно-технического до культурного и экологического", утверждала "Независимая газета".
"Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы, подписанное во время первого саммита Шанхайской пятерки пять лет назад, стал первым документом, способствовавшим снижению напряжения в Азии. Этот договор помог пяти государствам - Китаю, Казахстану, Кыргызстану, России и Таджикистану определить политику поддержки мира и стабильности в регионе.
Пять государств, установив взаимное доверие и сократив численность вооруженных сил в приграничных районах, тем самым продемонстрировать конструктивный пример всему миру", писала китайская "Пиплз Дейли".
"Достигнутое в Шанхае соглашение о создании антитеррористического центра в столице Кыргызстана Бишкеке предоставляет по крайней мере моральную поддержку правительствам центральноазиатских государств.
Антитеррористический центр ШОС может больше, чем просто координировать информацию между шестью государствами-участниками", говорило "Радио Свобода".
"Своими первыми реальными шагами к военной разрядке Шанхайская пятерка подала пример всему Азиатско-Тихоокеанскому региону. В ходе ежегодных встреч главы пяти государств почувствовали необходимость расширить сферу деятельности созданного ими объединения. Сама жизнь заставила дополнить ее такими злободневными проблемами, как борьба против терроризма, сепаратизма, экстремизма, против контрабанды наркотиков и оружия...ШОС притягивает к себе желающих обсуждать на многосторонней основе проблемы сотрудничества и безопасности в регионе, то есть тех, кто хотел бы распространить на Азию поучительный опыт Европы, дать импульс общеазиатскому процессу", писала "Российская газета"
Оценки мировой прессы объективно отражали роль Шанхайской организации сотрудничества во времена ее формирования. Ну, а после трагических событий 11 сентября мир вспомнил, что страны ШОС, столкнувшиеся с жестоким террором на своих территориях задолго до этих событий, давно предупреждали о надвигающейся опасности и предлагали наладить активное сотрудничество.
Так что же являет собой ШОС сегодня и чем она может стать в будущем? Что это - альтернатива антитеррористическому альянсу или его компонент? В принципе, может случиться так, что и то и другое определения будут справедливыми. Не секрет, что американская сторона пытается сориентировать деятельность альянса в большей степени на решение своих задач - обеспечения безопасности США и их ближайших союзников по блоку НАТО. Взрывы чеченскими терорристами жилых домов в Москве и других городах России, активность боевиков на территории Чечни и сопредельных регионов, проблемы обеспечения безопасности в других странах ШОС, явно отодвигаются Вашингтоном на второй план. Мало того, в Вашингтоне и Лондоне при оценке угроз терроризма для США и для России нередко пребегают к "двойным стандартам". Такая позиция американской стороны хорошо просматривается, в частности, и в отношении проблем российских властей, связанных с действиями чеченских террористов с территории Грузии.
Кроме того, не вполне ясно, как будут учтены интересы России при разработке своих подходов к решению иракской проблемы. Оценки российских и американских политиков не совпадают и по отдельным аспектам ближневосточной проблемы. Между тем, острая необходимость решать проблемы терроризма в том числе и в своих интересах для стран ШОС остается. В этой связи нельзя исключать, что деятельность Шанхайской организации сотрудничества может приобрести и альтернативный характер.
Однако, безусловно и то, что региональная антитеррористическая деятельность ШОС по своему характеру и целям, является составным компонентом мировой антитеррористической борьбы. В будущем роль этого компонента могла бы стать намного значительнее, если бы, к примеру, Соединенные Штаты четко прояснили не только ближайшие, но конечные цели своей политики в Средней Азии, отказались бы от практики применения "двойных стандартов" и глубже задумывались над тем, как правильно учитывать интересы России и других стран ШОС в своей политике. Тогда бы взаимодействие на антитеррористическом фронте пошло эффективнее.