Главная же задача Шарона на текущую поездку, как представляется, состоит все же в том, чтобы прозондировать взгляды Москвы на перспективы ее отношений с Палестиной и Израилем, а также еще раз попытаться убедить Москву в адекватности силовых методов, применяемых Израилем, тем дерзким и жестоким вызовам, которые в последнее время все чаще бросают израильтянам экстремисты из числа палестинцев. При этом израильская сторона неизменно отмечает схожесть проблем борьбы с палестинским и чеченским терроризмом и подчеркивает, что Израиль последовательно поддерживает действия российских федеральных войск в Чечне.
И палестинцам, и израильтянам время от времени кажется, что Москва под давлением тех или иных обстоятельств отступает от своей принципиальной позиции и склоняется в сторону то или иной стороны. Однако в действительности каких-либо принципиальных изменений в позиции России по ближневосточному урегулированию не происходило и не происходит сейчас. Москва, с сожалением отмечая проявление конфликтующими сторонами несдержанности и очередной срыв мирных договоренностей, неизменно призывало израильтян и палестинцев к тому, чтобы покончить с обоюдным насилием и перевести конфликт в русло политического урегулирования.
И на этот раз, в рамках усилий по урегулированию вспыхнувшего опять конфликта российская сторона констатирует, что он стал следствием провокационной активности экстремистских сил, и предупреждает, что дальнейший разогрев ситуации не только угрожает региональной безопасности, но и чреват дестабилизацией отношений в треугольнике Израиль-Ливан-Сирия, а также в других районах мира. Именно поэтому перспективы развития ситуации в упомянутом треугольнике стали одной из главных тем сегодняшней беседы Владимира Путина с Ариэлем Шароном. При этом российский президент копнул ее глубже - с учетом возможного влияния на развитие ситуации в регионе обстановки, складывающейся вокруг Ирака.
Израильскую сторону эта проблема, должно быть, волнует не меньше, чем Россию. А последствия неадекватного, силового решения иракской проблемы, к которому подталкивают мир Соединенные Штаты, должны тревожить Тель-Авив значительно больше, чем Москву. В то же время и российскую сторону в этой связи не может не беспокоить склонность израильского руководства к силовым методам решения подобных проблем. И поэтому в беседе с Шароном Владимир Путин подчеркнул, что Россия выступает за мирное разрешение иракской проблемы и что она должна быть решена исключительно политико-дипломатическими средствами в рамках возможностей Совета Безопасности ООН.
Действительно, альтернатива силовой борьбе существует в рамках любого конфликта, в том числе и в рамках конфликтов вокруг Ирака и Палестины. В этой связи не стоило бы забывать о практике палестино-израильского диалога по вопросам безопасности и финансов. И хотя на данный момент она практически прервана, но все же до последних событий сумела стать заметным шагом на пути урегулирования конфликтной ситуации вокруг палестинских территории. Эту практику вполне можно использовать и впредь. Российская сторона считает, что каждая из сторон конфликта должна пройти свою часть пути к нормализации обстановки и восстановлению переговорного процесса.
На этом фоне обращает на себя внимание заявление палестинского посла в Москве Хайри аль-Ориди о готовности и способности палестинского руководства восстановить контроль за действиями экстремистских групп на территории Палестины при условии снятия израильтянами блокады с резиденции Ясира Арафата и вывода израильских войск с палестинских территорий. Об этом израильский дипломат заявил на днях в интервью Стране.Ru. Как известно, первое из двух упомянутых палестинским послом условий на сегодняшний день израильской стороной выполнено. Россия приветствует решение руководства Израиля о снятии блокады с резиденции Арафата, заявил на переговорах с израильским премьером президент РФ. Вместе с тем он отметил, что ситуация в Израиле очень сложная, и подчеркнул, что российское руководство осуждает терроризм в любых его проявлениях.
По оценке Москвы, набирает обороты и процесс реформирования административных палестинских структур. В Палестине активно прорабатываются вопросы проведения выборов. Это тоже весьма позитивный фактор, свидетельствующий о мирном потенциале урегулирования конфликта, однако серьезные преобразования все же возможны лишь тогда, когда произойдет перелом к лучшему в общей ситуации вокруг палестинских территорий.
Что касается двусторонних связей, то главный вектор совместной работы в этой сфере видится в укреплении договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества. Переговоры Владимира Путина с Ариэлем Шароном позволили обсудить комплекс вопросов сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, придав импульс его дальнейшему упрочению. Несмотря на все сложности отношения между Россией и Израилем развиваются позитивно, заявил в ходе беседы Владимир Путин. Глава российского государства отметил, что уровень товарооборота между двумя странами превысил 1 млрд. долларов. Кроме того, он указал на хорошие перспективы сотрудничества в высокотехнологичных областях и ВТС. Израильский премьер считает, что 1 млрд. - это далеко не предельный уровень товарооборота, и что вопрос о его повышении будет рассмотрен в ноябре на российско-израильской экономической комиссии.
Нельзя обойти вниманием еще два интересных сюжета состоявшей в Москве встречи Путина с Шароном. Сюжет первый: Израиль видит в России сверхдержаву. "Мы видим в России сверхдержаву, может с некоторыми проблемами, но сверхдержаву", подчеркнул на переговорах Шарон.
Сюжет второй: Шарон поздравил Путина с предстоящим юбилеем. "Наша разведка работает хорошо, и я поздравляю вас с 50-летием, которое вы вскоре будете отмечать", - сказал он. На что российский президент парировал: "Мы хорошо знаем, как работает израильская разведка".
В общем разведки обеих стран работают прекрасно. Только почему-то им не всегда удается предупредить войска о планах экстремистов.