"Компромиссная резолюция" по Ираку, которую предложил Джорджу Бушу американский конгресс и которая могла бы быть принята Ираком, теперь не может устроить американскую администрацию. По сути он не могла устроить ее и раньше, поскольку все, что Белый дом делал и делает сейчас, однозначно нацелено на развязывание войны. Администрация США предлагает членам Совета Безопасности ООН принять свой вариант - настолько жесткий, что становится абсолютно ясно: он не может быть принят ни Ираком, ни Россией, ни другими противниками войны. Об этом заявило сегодня, в частности, иракское руководство.
Агентство "Рейтер", которое располагает текстом предлагаемого американской стороной проекта, сообщает, что согласно ему от Багдада, в частности, требуется обеспечить доступ инспекторов на все объекты на территории Ирака, включая восемь дворцовых комплексов руководителя страны Саддама Хусейна, мечети и любые правительственные здания. Инспекторам должны быть предоставлены неограниченные возможности для опроса любых иракских ученых и государственных служащих. Подобные беседы могут проводиться не только на территории Ирака, но и за ее пределами, причем в этом случае интервьюируемым и членам их семей должен быть обеспечен "облегченный" режим выезда из страны. Инспектора имеют право объявлять закрытыми для полетов авиационного или проезда наземного транспорта участки территории или воздушного пространства Ирака.
Ираку в ультимативной форме предписывается дать согласие на выполнение требований резолюции в течение недели со дня принятия документа, представить полные и достоверные сведения о средствах массового уничтожения, компонентах для их производства, местах складирования и научных центрах, где велись работы над соответствующими программами, обеспечить исключительную безопасность инспекторов. Даже безо всякой инспекции и ее результатов документ признает факт нарушения Ираком прежних резолюций Совета Безопасности ООН.
При этом каждый член ООН имеет право использовать "все необходимые средства", в случае отказа Ирака от выполнения требований резолюции. А это по существу означает: США, в случае принятия такой резолюции, получат возможность использовать все необходимые военные средства против Ирака.
И хотя руководитель группы военных инспекторов ООН Ханс Бликс уже заявил, что Ирак согласовал с ООН технические детали возобновления проверок и признает "права ООН на проведение инспекций, предоставленные соответствующими резолюциями Совета безопасности", американский проект резолюции предлагает Хансу Бликсу отложить инспектирование до момента принятия американской резолюции Совбезом. Об этом же заявил накануне Колин Пауэлл, а представитель госдепартамента США Ричард Баучер вообще предостерег ООН: США будут препятствовать деятельности международных инспекторов в Ираке, если последние приступят к исполнению своей миссии до принятия новой резолюции ООН, расширяющей их права.
При этом госсекретарь США сообщил о намерении администрации усилить давление на Ирак, а пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер фактически призвал иракский народ к физическому уничтожению Саддама Хусейна или его изгнанию из страны. "Нас не устроят полумеры и компромиссы в отношении Ирака, и мы будем продолжать оказывать политическое давление для достижения наших целей", - сказал госсекретарь, комментируя результаты переговоров в Вене. Уничтожение или изгнание президента Ирака Саддама Хусейна его собственным народом были бы одобрены США, в какой бы форме "изменение режима" ни было бы предпринято, подчеркнул Флейшер. В связи с тем, что конгресс США первоначально оценил затраты на проведение военной операции в 9-13 млрд. долларов, он цинично заявил: "Я могу сказать одно: билет в один конец стоит гораздо меньше. Одна пуля, за которую может заплатить иракский народ, стоит тоже гораздо меньше".
И хотя позже пресс-секретарь был вынужден сказать, что эти его слова носили лишь риторический характер, что их нельзя рассматривать как заявление, что они не отражают позицию администрации и что президент Джордж Буш пока не принял решения о начале войны, мировая пресса не оставила эту выходку без внимания. В среду британская "Гардиан" пишет, что недавнее выступление пресс-секретаря Белого дома Ари Флейшера о больших денежных средствах, которые можно будет сэкономить, если иракский народ сам расправится со своим лидером, еще раз свидетельствует скорее о циничном желании США избавиться от Саддама Хусейна, чем о чем-то более высоком. Газета подчеркивает, что благородные цели американской администрации по освобождению мира от вселенского зла и так уже значительно поблекли после ряда откровенно агрессивных заявлений руководства США. Она также отмечает, что отрицательная реакция США на согласие Ирака принять международных инспекторов еще раз убедила весь мир в стремлении Вашингтона развязать войну.
В этом сомнений остается все меньше и меньше. Особенно в свете тревожной информации, полученной РИА "Новости" из достоверных источников в ООН. Согласно этим данным, боевые действия США против Ирака могут начаться 7 декабря. Начало боевых действий - в виде интенсивных точечных бомбардировок объектов правительственной инфраструктуры - ожидается сразу по окончании священного для мусульман месяца Рамадан. В этом году он начинается 6 ноября. По словам источника, аналогичной информацией располагают в верхах ООН, и там "прилагают максимум усилий для разрешения кризиса вокруг Ирака дипломатическими средствами, что с учетом ужесточения позиции США в отношении Багдада становится крайне сложной задачей".
В динамичном и тревожном развитии ситуации вокруг Ирака, как и во всяком явлении в этом мире, можно отыскать, если очень постараться, не только негативные, но и весьма позитивные моменты. К позитиву, безусловно, можно отнести поляризацию сил вокруг данной проблемы. С каждым днем все более отчетливо на поле завязавшейся дипломатической схватки за Ирак проступают контуры двух противоборствующих группировок. С одной стороны, за применение силы против Ирака весьма активно борются Соединенные Штаты и некоторые из их традиционных союзников, такие как Великобритания, Италия и Австралия, с другой - Россия, Китай, Франция а также большое число европейских и азиатских стран, пытаются не допустить развязывания новой войны.
В такой расстановке сил наблюдаются две примечательные особенности. Первая состоит в том, что усилия миротворческой группировки четко соответствуют уставу, резолюции и духу Организации Объединенных Наций и текущей направленности ее действий с целью мирного решения иракской проблемы. Вторая - в том, что в составе сил, противостоящих группировке войны, на этот раз оказались такие влиятельные страны, как Франция и ФРГ. Пока они выступают с общих позицией с Москвой и Пекином. "Пока" - потому, что Вашингтон и в отношении этих своих традиционных союзников начинает действовать с позиции силового нажима. Вот что, к примеру, позволил себе публично заявить о политике канцлера Шредера и перспективах американо-германских отношений один высокопоставленный американский военный. Лучшее, что мог бы сделать сейчас канцлер ФРГ Герхард Шредер, это подать в отставку, сказал в интервью немецкой газете "Хандельсблатт" советник министра обороны США Ричард Перл.
По его словам, он впервые встречается с ситуацией, когда "отношения между такими близкими друг другу союзниками, как США и ФРГ, были испорчены так быстро и так серьезно". Шансы Германии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН теперь, наверное, реализуются "не ранее, чем через поколение", цитирует Перла газета. Имея четкое представление о том, как в американских военных кругах относятся к вопросам субординации и несанкционированным выступлениям военных чиновников в прессе, можно невольно придти к выводу, что слова советника минобороны США - это отнюдь не только его личные оценки. Они наверняка отражают общее отношение руководства США к Герхарду Шредеру, позволившему себе выйти хотя бы на шаг, хотя в одном вопросе из русла координируемой Соединенными Штатами казалось бы единой политики Запада.
И сумеют ли некоторые западные страны отстоять в этой жесткой борьбе право на свою, европейскую, независимость - это еще большой вопрос.
Из этой сложной ситуации российская сторона предлагает, как видится, наиболее верный выход. Прежде чем принимать дополнительные резолюции СБ ООН по Ираку, необходимо определить, есть ли потребность в таких резолюциях. Такое мнение высказал в среду на пресс-конференции в Москве глава МИД России Игорь Иванов. "Сейчас об этом говорить рано, сначала нужно провести заседание СБ ООН, выслушать доклад главы Комиссии ООН по наблюдению, инспекциям и контролю в Ираку Ханса Бликса" и "если для эффективной работы инспекторов потребуются какие-либо дополнительные решения, мы, конечно, готовы их рассмотреть", сказал министр. Но рассмотреть - не значит согласиться.
Похоже, что вокруг последующих действий ООН и его членов в отношении Ирака предстоит еще трудная борьба. Однако на сегодня становится все более очевидным тот факт, что инспекторы в Ираке Вашингтону не нужны - они лишь мешают ему начать войну. А потому США, судя по всему, начнут препятствовать возврату инспекторов ООН в Ирак. То есть делать то, за что они еще две недели назад критиковали Багдад и грозили ему наказанием. Теперь в Ирак инспекторов не пускают американцы. И если по логике Буша, за недопуск инспекторов Ирак должен быть наказан, то возникает законный вопрос: что полагается США за то же самое деяние?