В этой статье писательница Вивиана О'Коннелл делает попытку погрузить современного читателя в эпоху, в которую жил и работал ирландский писатель. Она пытается проанализировать его гениальные произведения в социальном контексте, отобрав для своего анализа самые известные из его высказываний и фрагменты из поэмы «Баллада Рэдингской тюрьмы»
«Он не был гениален и потому не имел врагов». Это высказывание Оскара Уайльда (Oscar Wilde) никак нельзя отнести к его собственной персоне. Он всегда был готов жить на пределе, гениальность Уайльда толкала его разрушение любых границ и запретов - социальных или политических. Грешник, если они вообще существуют, он создал свою эстетику, придумал персонажа, который стоил ему жизни.
Оскар Уайльд родился в 1854 году (на два года раньше Джорджа Бернарда Шоу) в Ирландии - единственной стран в мире, народ которой обрел в литературе смысл и основу для политической революции. Его отец - сэр Уильям Уайльд (William Wilde) - был ученым, создателем современной отологии, а мать - леди Франческа Джейн Элджи (Francesca Jane Elgee) писала под псевдонимом «Сперанца» («Speranza» - «Надежда») политические статьи и поэмы, в которых прославляла народ Ирландии. Сам же Оскар Уайльд - националист и феминист (возглавлял издание «The Woman's World») - был активным деятелем Ирландского Литературного Возрождения 48 года, вместе с такими литераторами, как Уильям Батлер Йетс (William Butler Yeats), Леди Грегори (Lady Gregory) и Джон Миллингтон Синг (John Millington Singe).
Сын незаурядных родителей, он родился под кровом необычного дома и получил образование в лучших колледжах Дублина, а затем и в Оксфорде. Уайльд женился на Констанс Ллойд (Constance Lloyd), в их семье было двое детей, а самому писателю выпала счастливая участь жить при правлении королевы Виктории (Victoria, 1837-1902).
Проведя в Лондоне лишь два года, Уайльд стал уже широко известным в обществе персонажем. Он всегда одевался по последней моде, хотя, возможно, несколько экстравагантно, столь же экстравагантны были и его высказывания на темы культуры и политики. Всю жизнь он прожил в соответствии со своими убеждениями. Уайльду сопутствовал успех, книги его приводили в восторг, а спектакли, поставленные по его театральным произведениям, пользовались ошеломляющим успехом у всего Лондона. Он постоянно преступал строгие нормы пуританской морали викторианской эпохи, поскольку ему доставляло удовольствие ужинать со всевозможными проходимцами и обитателями трущоб.
В основе его неустанной борьбы против викторианского лицемерия лежали эстетические воззрения. «Мы всегда сможем простить человека, сделавшего полезную вещь, если он не восхваляет ее. Единственным оправданием для бесполезной вещи может стать искреннее почитание ее каким-то человеком. Все искусство абсолютно бесполезно». В обществе, гордящемся своими способностями производить функциональные вещи, Уайльд отваживается защищать искусство как таковое, считает, что красоту необходимо ценить лишь за то, что она красота. В своем эссе «Упадок искусства лжи» он писал: «Единственные прекрасные вещи - это те, что не имеют к нам никакого отношения┘. Любая полезная или функциональная вещь, все то, что как-то трогает нас, боль или наслаждение, все, что старается вызвать у нас симпатию, либо считается жизненно необходимым в обществе, окружающим нас, лежит вне влияния искусства».
Уайльд утверждал: «Мне отвратительна вульгарность реализма в литературе. Того, кто может назвать палкой палку, следовало бы заставить пользоваться ею. Это единственное для чего он может пригодиться». Но позднее, противореча самому себе, пораженный судьбой одного человека, приговоренного к смертной казни, писатель создаст в своей камере номер С.3.3. тюрьмы Рэдинг «Балладу Рэдингской тюрьмы», в которой будут такие строки:
And all men kill the thing they love,
By all let this be heard,
Some do it with a bitter look,
Some with a flattering word.
The coward does it with a kiss,
The brave man with a sword
Возлюбленных все убивают, -
Так повелось в веках, -
Тот - с дикой злобою во взоре,
Тот - с лестью на устах
Кто трус - с коварным поцелуем,
Кто смел - с клинком в руках!
(перевод Валерия Брюсова)
Свои политические воззрения - и как ирландца, и как наследника огромного влияния своей матери - он неоднократно высказывал в эссе: утонченность и глубину кельтов не должны подавлять примитивные чувства практичности и бездумность тевтонцев. Отозвавшись о Джордже Бернарде Шоу (George Bernard Show), как о «другом острове Джона Булла» (и это сказал Уайльд - сам островитянин), он настроил против себя всю лондонскую литературную критику, отстаивающую непогрешимость буржуазной цивилизации, царящей в британской империи. Британское общество было уверено, что все народы планеты обязаны ему подчиниться без каких-либо условий.
Общество, которое Уайльд высмеивал, и которое смеялось вместе с ним, а, позднее, и над ним, превозносило «Джона Булла», олицетворявшего истинный дух англичан: человека сложившегося, предприимчивого и самоуверенного, здравомыслящего и рационального, в котором преобладало мужское начало. В противовес ему воплощением ирландского духа считался «Падди» - образ нерадивого, неустойчивого и эмоционального, инфантильного человека, в котором преобладало женское начало.
Оскар Уайльд был осужден трижды. Первый раз он из обвинителя превратился в обвиняемого, и был арестован прямо в зале суда, во второй раз находился в предварительном тюремном заключении, а в третий раз попал за решетку на целых два года. Фортуна отвернулась от него самым трагическим образом, когда сорокалетний Уайльд находился на самой вершине успеха: в 1895 году маркиз Куинсберри (Queensberry), отец лорда Альфреда Дугласа (Alfred Douglas), с которым писатель состоял в интимной связи, начал против него судебный процесс по обвинению в моральном оскорблении. Уайльд потерял все свое состояние и семью, большинство из его друзей отвернулось от него. И ему остались лишь боль и возможность познать сострадание, как он сам признался в этом Андре Жиду (Andre Gide) в одном из интервью. Эти же переживания он выразил в своей тюремной балладе. Жид привел в своем эссе «In memoriam Оскара Уайльда» слова самого писателя: [┘] «на коленях благодарю Господа за возможность познать (милосердие). Я вошел в тюрьму с каменным сердцем, думая лишь о своем удовольствии, но сейчас сердце мое треснуло, и милосердие вошло в него; и теперь я понимаю, что милосердие - самое великое из того, что существует в мире». Приговоренный к двухлетнему заключению Уайльд сначала содержался в тюрьме в Wandsworth, а затем в Рэдинге, где создал свою «Балладу Рэдингской тюрьмы» и «Тюремную исповедь» («De profundis»). После освобождения Уайльд уехал в Париж, где в 1900 году принял католическую веру.
Возможно, самым большим прегрешением писателя было его сходство с «Джоном Буллом», вымышленным британским обществом, а не - с «Падди». Его дендизм, аристократическое поведение, гениальность и эстетика, вся его личность в целом были уже сами по себе пощечиной империи, желавшей оправдывать свои завоевания, посредством огрубления завоеванных народов. Империя действовала разлагающе, руководствуясь самодурской необходимостью контролировать все стороны жизни общества. А нет ничего сложнее, чем контролировать стихию чувств, способных производить слишком серьезные разрушения. Буржуазия отказала в индивидуальности индивидууму, и потому индивидуум, не вписывавшийся в общие рамки, должен был быть изгнан.
«Я убежден, что Бог с самого начала создал для каждого человека отдельный мир, тот, что внутри нас, где мы должны пробовать жить». Оскар Фингал О'Флаэрти Уилс Уайльд (Oscar Fingal O'Flahertie Wills Wilde), пытался жить в своем собственном индивидуальном мире, существующем в мире реальном, и реальный мире его поглотил. Он умер от менингита, в полнейшей нищете и безвестности.