Некоторые выводы главы комиссии ООН по разоружению оказались довольно неожиданными. В частности, он вдруг выразил сомнение в том, что инспекторы получат полный доступ на все интересующие их объекты и заявил о том, что ему "нужны гарантии" такого доступа. И продолжая свою мысль, отметил необходимость принятия новой резолюции по Ираку до того, как начнутся инспекции. С тех же позиций выступали и Соединенные Штаты. Несколькими днями ранее госсекретарь Колин Пауэлл заявил, что инспекции не должны начинаться, пока не Совбез ООН не примет жесткую резолюцию.
Примечательно, что еще три дня назад после венских переговоров с иракскими представителями Ханс Бликс и словом не обмолвился о необходимости новой резолюции, а призывал к скорейшему началу работы своей группы в Ираке. При этом он называл итоги бесед с иракцами удовлетворительными и не давал повода сомневаться в том, что будет настаивать на скорейшем развертывании миссии международных экспертов по вооружениям на иракской территории.
С тех же позиций - в пользу оперативного начала работы инспекторов при отсутствии необходимости новой резолюции выступает и Россия, о чем неоднократно говорили и президент Владимир Путин, и министр иностранных дел Игорь Иванов. За несколько минут до заседания об этом же заявил Стране.Ru в телефонном интервью из Нью-Йорка российский постоянный представитель при ООН Сергей Лавров: "Наша позиция такова, что в принципе инспектора ООН могут оперативно разворачиваться в Ираке и на основе уже имеющихся резолюций. И если, как заявляет наше руководство, кто-то считает, что дополнительные резолюции необходимы, мы, естественно, можем это рассмотреть. Но пока никто не вносил никаких проектов в Совет Безопасности. Если предполагаемая резолюция будет направлена на обеспечение скорейшего развертывания инспекторов и обеспечения условий для того, чтобы они оперативно выполняли свой мандат, - мы готовы рассматривать такой проект. Но, повторяю, - пока никаких предложений никто в Совет Безопасности не вносил". Лавров также выразил мнение, что для начала работы миссии Бликса в Ираке 19 октября (о чем условились ООН и Ирак на венских переговорах), нет никаких препятствий.
Тем не менее, глава комиссии ООН в последний момент решил изменить свою точку зрения. О причинах таких перемен в настроениях доктора можно лишь догадываться, однако в последнее время никто уже не сомневается в том, что США усилили тактику выкручивания рук по иракской проблеме практически всем своим партнерам.
Впрочем, Бликс, делая заявление по итогам своего выступления все же не мог не признать очевидного, а именно того, что ранее принятые резолюции СБ ООН являются основанием для начла работы в Ираке: "Инспекции в Ираке могли бы начаться на основании прежних резолюций Совета Безопасности, но лучше иметь новую резолюцию еще до отъезда", - заявил он. В общем, в новой резолюции Ханс Бликс видит гарантии беспрепятственной работы инспекторов.
Впрочем, теперь уже Бликс не будет иметь никакого отношения к определению даты начала работы экспертов в Ираке. Намекнув на некие гипотетические препятствия, которые могут возникнуть в деятельности его миссии, он фактически самоустранился от участия в решении этого вопроса и полностью переложил ответственность на плечи Совета Безопасности ООН.
В Совете же Безопасности на этот счет предстоит жаркая дискуссия, поскольку среди "пятерки" его постоянных членов, имеющих право вето (РФ, США, КНР, Франция, Великобритания), нет единства мнений как по вопросу о содержании резолюции, так и по вопросу о самой ее необходимости. Как известно, США и Великобритания проталкивают крайне жесткий вариант с широкими полномочиями "любому члену ООН" на применение силы против Багдада. Россия, Франция и Китай - каждый, правда, со своими нюансами - выступают против такого военного решения. У Москвы есть свой проект резолюции, подготовленный еще в прошлом году, который предусматривает комплексное урегулирование иракской проблемы, включая скорейший возврат инспекторов в Ирак и постепенное снятие санкций. Китай ведет себя довольно осторожно, давая повод предполагать, что он, возможно, воздержится при голосовании жесткой резолюции и не использует право вето. Франция предлагает двухэтапный вариант - принятие сначала резолюции с призывом к Ираку сотрудничать с международным сообществом в деле проведения инспекций, и только в том случае, если Багдад не согласится с этим условием или нарушит его, принять вторую резолюцию, в которой прямо говорилось бы о возможности применения силы. Кстати, и все прежние резолюции СБ ООН по Ираку принимались со ссылкой на главу VII Устава ООН, в которой говорится о применении силы по решению Совета Безопасности.
Однако необходимо иметь в виду, что все проекты резолюции на сегодня - это не более чем разговоры. Как подчеркнул в интервью Стране.Ru Сергей Лавров, никто еще не вносил никакого проекта резолюции на обсуждение Совета Безопасности. И дискуссии еще только предстоят.
Почему Россия не торопится со своим проектом - понятно. Москва вообще не считает нужным тратить время зря, а как можно скорее начать работу инспекторов. И уж если эта практическая работа покажет, что резолюция необходима - тогда можно будет рассматривать различные варианты ее текста. Французы тоже не спешат, во-первых, поскольку нынешняя ситуация их в общем-то устраивает, а во-вторых, они хотят услышать, чего же конкретно хотят американцы и британцы. А те, в свою очередь, давая утечки в прессу, официально никаких документов на рассмотрение СБ не представляют.
Вероятно, они находятся в некоторой растерянности после того, как Ирак согласился на безусловный и полный допуск инспекторов ООН на свою территорию. Теперь Вашингтону и Лондону необходимо искать новый повод для обвинений в адрес Ирака, поскольку прежние уже не воспринимаются как убедительные даже американским общественным мнением, о чем свидетельствуют многие социологические опросы, проведенные в США в последние дни и недели.
Похоже, сейчас американская администрация продолжит давление на всех своих партнеров, особенно, на Россию, Францию и Китай, с целью проведения через СБ ООН "силовой" резолюции. Заявление Бликса, похоже, добавит американцам уверенности. Однако объекты американских увещеваний по-прежнему не видят необходимости в начале войны в Ираке. Против нее выступают даже такие близкие союзники США, как Канада и Германия, не говоря уже о России.
По оценкам американских экспертов, в том числе сотрудников госдепартамента и членов конгресса, с которыми в последние недели удалось поговорить корреспонденту Страны.Ru, администрация США надеется собрать поддержку военной кампании около 20 государств. В основном, это будет дипломатическая поддержка, поскольку помогать военнослужащими кроме Великобритании и, возможно, Австралии никто не намерен. Что же касается тех, кто может поддержать США и Великобританию на словах, то это будут, вероятно, Италия, Испания, Израиль, Катар, возможно, Саудовская Аравия и Бахрейн, и еще несколько европейских и арабских государств, но, повторим, около 20 - не более того.