- 6-7 октября - саммит СНГ, где встретятся Шеварднадзе и Путин. Как вы думаете, договорятся они на фоне Панкиси, Абхазии и Южной Осетии о сближении российско-грузинских отношений? Или с Шеварднадзе вообще договариваться трудно?
- С Шеварднадзе, по-моему, на сегодняшний день договариваться просто невозможно, потому что, что он ни скажет, то соврет, что ни пообещает, то обжулит. Его поведение - это поведение мелкой шпаны в подворотне, которая выстрелит из рогатки и убежит в расчете на то, что стоящий за ним мускулистый старший брат прикроет. С таким человеком начнешь разговаривать, а он будет улыбаться и врать в глаза. Думаю, что дипломатически выслушивать всю эту полуложь-полубред наверно, нужно, но вряд ли приятно. Однако принимать поток слов, который любит изливать Шеварднадзе, всерьез и придавать ему значение не стоит, потому что на сегодняшний день это человек, ставший просто профессиональным аферистом.
- А почему говорят, что нет замены Шеварднадзе в Грузии?
- Ну, как нет замены? Наверняка есть. Просто проблема в том, чтобы замена эта была бы для Грузии оптимальна. Наверняка, в парламенте есть люди, наверняка могут быть территориальные лидеры достойными. Я не думаю, что Грузия бедна кандидатами на место президента.
- Я с этим согласен полностью, только я хочу сказать другое. Видимо система, созданная сегодня Шеварднадзе такова, что этих людей он не показывает, он делает так, чтобы они как можно меньше появлялись в эфире?
- Как всякий правитель. Но у него есть и оппозиционеры, вполне подходящие для этих целей. Проблема, какой они ориентации будут. Если придет вменяемый человек, понимающий реальные интересы Грузии, тогда, наверно, нормализуются отношения с Россией. Потому что при всей ориентации нынешней грузинской элиты на Запад еще в давние годы сформированная психологическая ориентация на Россию осталась. Запад - хорошо, но прагматика должна сработать.
- А вот тот, который был раньше министром госбезопасности - Игорь Георгадзе, который сейчас скрывается, у него есть шанс?
- Все будет на самом деле зависеть от накаленности обстановки при смене власти, от того, в каком состоянии будет Грузия, как там будут развиваться события. На самом деле лидеры оказываются на волне в зависимости от того, спокойно или накалено. Это же выбор во многом иррациональный. У каждого из потенциальных лидеров есть структуры, на которые он опираются, но все зависит от настроения.
- В принципе исключать Георгадзе нельзя?
- Ничего нельзя исключать. Что можно исключать в абсолютно деморализованном обществе, тяготящемся своей бедностью, проворовавшейся элитой, коррумпированными силовыми структурами, расползающимися территориями? Что можно ожидать? Всего можно ожидать. Тем более, что прецеденты просто стрельбы на улицах и гражданской войны уже были.