- Саммит СНГ в Кишиневе завершился. Какое у вас сложилось впечатление об этой организации за 10 лет ее существования?
- СНГ за время своего существования пережило несколько периодов. Поначалу организация задумывалась как простая замена союзных министерств. Вы помните, первые идеи, которые высказывались при организации СНГ о том, что у нас будет общее оборонное пространство, общий бюджет, общая валюта, общая система связи и коммуникаций, что это не приведет ни к каким границам, ни к каким таможням. Что практически жизнь будет такая же, как в Советском Союзе, только немножко с другим названием.
- Да, но потом все изменилось коренным образом?
- Как только вновь созданные государства почувствовали, что они официально признаны ООН, что у них появилась собственная политическая элита, первое их движение было как можно дальше отбежать, чтобы каким-то образом не оказаться опять в Советском Союзе. И у многих из этих государств была такая иллюзия, что стоит им только отделиться, как наступит счастье. Они думали, что их на Западе и на Востоке ждут с распростертыми объятиями, что их экономики представляют там большой интерес и что главная помеха на пути к этому благоденствию - это Россия. А потом стало ясно, что это совсем не так. Жизненный уровень практически во всех республиках - вновь созданных государствах - поначалу очень здорово упал, и в некоторых остается достаточно низким. И за исключением Балтии, которую можно выделить в особый случай, стало ясно, что никто не собирается открывать рынки, никто не собирается пользоваться продукцией, которую они производят, и нужна она в основном России и им самим. И началось обратное движение - попытки каким-то образом сохранить то, что было - те связи, которые были в Советском Союзе. Появилось желание их сохранить, или восстановить или, по крайней мере, построить на новой основе, но в любом случае - создать какие-то отношения, потому что мы оказались друг другу очень нужными.
- Каким образом это происходило и как рисовалась в этом процессе Россия?
- За эти годы внутри СНГ было принято очень много документов, очень мало из которых действует реально. Потом появилась идея разноскоростной интеграции, внутри СНГ появились различные объединения государств, у которых есть свои интересы реально. СНГ, на мой взгляд, пока остается живым организмом, и перспектива у него есть. Но более всего в СНГ чувствуется тенденция, что практически каждому государству СНГ каким-то образом нужна Россия, причем неважно, о чем идет речь - о двусторонних отношениях или об отношениях большего числа государств. Я думаю, что СНГ предстоит еще пережить еще очень серьезные эволюции, чтобы стать действительно функционирующей организацией.
- А явные неудачи сближения были?
- Ну, вот попытка сближения с Белоруссией, достаточно безуспешная. Сегодня, на мой взгляд, препятствий к интеграции остается достаточно много. Во-первых, оказалось, что в разных государствах СНГ очень разные политические системы. Во-вторых, оказалось, что очень разные принципы организации экономики. А для того чтобы как-то совмещаться, нужны экономики и политические системы, которые, если не одинаковые, то, по крайней мере, исповедуют одни и те же принципы, одни и те же правила игры, не наносят ущерб друг другу своим отношением, не создают таможенных дыр, не создают проблем в бюджете друг другу. Вот это оказалось трудным и тяжелым процессом.
- Но перспективы у СНГ есть?
- Мне кажется, что сейчас для СНГ перспектива развития отношений есть. Я бы не стал сегодня хоронить СНГ полностью, потому что у государств СНГ есть общие интересы и достаточно значительные. Правда, во многих случаях этому мешало еще и то, что некоторые государства, которым предстояло выковать собственные эмоции, чтобы найти свою национальную идентичность (я имею в виду, прежде всего, Украину), считали, что этот трудный процесс можно реализовать на практике только при наличии сильной внешней угрозы. А при таких условиях, конечно, очень трудно построить что-то толковое, функционирующее.
И вторая сегодня по-прежнему очень серьезная проблема - это интересы сложившихся политических элит. Вот, например, в случае России и Белоруссии, мне кажется, между русскими и белорусами в большинстве своем существует чувство разделения, а не сближения, реализовать которое, чтобы объединиться в одно солидное государство сегодня больше всего мешают интересы белорусской политической элиты, белорусского политического руководства. Так что проблем сейчас, по-моему, больше, чем успехов. Но это не значит, что СНГ надо бы закопать. На мой взгляд, все-таки надо попробовать, потому что объективных интересов друг к другу достаточно много. Достаточно напомнить, что подавляющее большинство государств СНГ очень зависит от поставок российских энергоносителей. Если Россия вдруг сегодня введет мировые цены в отношении Белоруссии и Украины и вдруг потребует выплаты долгов, немедленной и полной, то экономики этих стран постигнет полный коллапс. Но не в интересах России разрушать эти государства. В интересах России, чтобы они укреплялись и укреплялись не как оппоненты, не как противники России, а как государства, заинтересованные в сближении и интеграции наших экономик, как государства, заинтересованные в том, чтобы российский бизнес участвовал в их экономиках, может быть даже на каких-то льготных условиях.
Потому что это - наше ближайшее окружение, это - 25 миллионов русских, которые без всякой на то их воли оказались за пределами России. Здесь у нас очень много интересов и политических, и экономических. Точно также очень много интересов и у стран СНГ. Весь вопрос в том, найдется ли у политического руководства со всех сторон достаточно мудрости, достаточно здравого смысла и достаточно способностей немножко поступиться своими политическими амбициями во имя интересов своих государств?