Сегодня, когда со дня начала антитеррористической операции США в Афганистане исполнился ровно год, можно еще раз констатировать, что эта операция так и не принесла тех ощутимых результатов, о которых мечтали американцы и сам Джордж Буш после его гневной речи перед нацией и обещания отомстить за жертвы террактов 11 сентября.
Разумеется, думать, что за один год можно уничтожить терроризм, почва для которого формировалась в течение всей истории существования человечества и до сих пор еще продолжает формироваться, наивно. Столь же наивно предполагать, что даже самой мощной в мире стране, коей является США, под силу в одиночку справиться с этим злом. Именно поэтому все обрадовались, когда около года назад спонтанно образовалась антитеророристическая коалиция, которая хоть и была организованной на словах, в действительности разнородна и не едина во мнении о том, как надо бороться с международным терроризмом. Впрочем, сам факт ее появления был уже позитивен. Но здесь важно оговориться: в течение года то, что было образовано, никак не развивалось, но успешно разваливалось под натиском Вашингтона, желавшего действовать самостоятельно, без оглядки на партнеров и мировое сообщество.
Что касается непосредственно терроризма, то он продолжает держать мир в напряжении, несмотря на усилия Вашингтона и международного сообщества, которые действуют вразнобой. Своей живучестью и активностью террористы еще раз доказывают миру, что этот разнобой им на руку.
Если говорить о годовщине операции возмездия, то, начавшись год назад с целью уничтожения глав террористических организаций, включая лидера Аль-Каиды Асаму бен Ладена, и выведения из строя оборонных пунктов террористических объединений, базирующихся на территории Афганистана, она выполнила только часть запланированного. Бен Ладен, несмотря на многочисленные сообщения о его смерти, жив, как живы и многие другие главные террористы. Более того, бессмертный Усама бен Ладен опять угрожает США терактами, и отмахиваться от этих угроз было бы легкомысленно.
Пока в качестве результатов этого года можно отметить разгром всех баз и учебных лагерей террористических организаций, дислоцировавшихся на территории Афганистана, уничтожение рада руководителей движения Талибан и организации Аль-Каида, оказание значительной гуманитарной помощи населению страны. И это, пожалуй, все.
Все помнят, что США так и не назвали сроков окончания антитеррористической операции, поэтому объявленная Вашингтоном война международному терроризму продолжается, и угрозы террористов только доказывают, что до ее окончания еще далеко.
Ныне создается впечатление, что Афганистан как бы надоел Вашингтону. Слова об окончании в этой стране операции возмездия, скорее всего, так и не будут произнесены, потому что в этом случае американцы распишутся в своем бессилии выполнить поставленные ими же самими задачи. Поэтому Вашингтону сегодня выгоднее перенести эту операцию в другие части планеты (в Ирак) и отчитаться перед мировой общественностью и родственниками жертв террористов не качеством, а количеством. Кроме того, операция в Ираке будет выполнять во многом роль отвлекающего мероприятия. Она заставляет забыть о том, что не все пункты плана первой операции выполнены. Она позволит де факто, а, может быть, и де юре сделать США без антитеррористической коалиции еще более могущественным мировым жандармом, который без спроса будет наказывать всех, кого сочтет нужным. И от этого делается страшно. То, что сегодня Вашингтон проделывает с ООН и всеми другими странами в попытке получить санкцию на операцию в Ираке, еще раз подтверждает, что Вашингтон сделает это и без санкции. И даже несмотря на то, что в течение этого года многие страны сочувствовали США и помогали американцам в борьбе с терроризмом, Вашингтон не желает уступать утвержденного им самим права быть "одиноким волком" и терзать своих обидчиков без разрешения соплеменников. Даже без разрешения партнеров по НАТО и самого альянса, о котором Вашингтон в запальчивости совершенно забыл. Это еще раз доказывает, что мировой антитеррористической коалиции как не было, так и нет. Были лишь слова и эмоции, за которым ничего более существенного до сих пор так и не появилось.
Если так будет продолжаться, то планомерной и эффективной борьбы с терроризмом в мире не будет. США увязли в Афганистане, где до сих пор полно террористов, но они умело уклоняются от прямых столкновений, а американские солдаты начинают понимать, что такое Чечня. США увязнут и в Ираке, если начнут там в одиночку и только с помощью оружия.
А тем временем в забытый ими Афганистан из Ирана вернулся хорошо известный по 80-м годам Гульбеддин Хекматиар, который, как сообщают, объединяет вокруг себя остатки талибов и аль-каидовцев на пуштунском юге, где действуют американские солдаты. Он пропагандирует идею "объединения мусульман против неверных", и от этого тоже становится страшно.
Ко всему надо добавить, что в день годовщины американской операции возмездия в Афганистане мир встревожил взрыв французского танкера у берегов Йемена. Причем члены команды видели, как перед взрывом в танкер врезался небольшой катер. Это, наверняка, был теракт - своеобразный подарок неверным в день годовщины антитеррористической операции.
Тем временем в США прошли массовые демонстрации протеста против войны с Ираком. Акции отмечены в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго, Портленде, Орегоне и ряде других городов. Население США волнуется не напрасно. Конгресс США, как ожидается, склонен принять резолюцию, одобряющую проведение операции против Ирака. Население предчувствует, что тактика "одинокого волка" может привести к непоправимым последствиям. И вряд ли предстоящее обращение Джорджа Буша к нации, в котором он хочет изложить основные обвинения против Саддами Хусейна убедит тех, кто вышел на улице, что президент США прав.