- В Грузии приняли закон о внесении изменений в конституцию, где сделали Абхазию автономной республикой. А Абхазия раньше разве не была автономной республикой?
- Была. В СССР.
- А как с юридической точки зрения? Почему они сейчас это приняли?
- А потому что после отделения они приняли конституцию, где все унитарно.
- Когда Грузия стала независимой, была принята конституцию, по которой Абхазия была не автономной?
- Да, автономия не была предусмотрена.
- Ну и как можно расценить этот шаг грузинской стороны?
- Как формальный шаг в нужном направлении. Но этот шаг запоздал на историческую эпоху.
- И вряд ли он будет иметь какое-то воздействие на Абхазию?
- Безусловно. Абхазия уже требует как минимум конфедерацию. Вот вы, например, знаете, что при Советской власти Абхазия была единственной республикой в составе СССР, в которой был реализован квотный принцип национального участия в парламенте. Абхазы имели квоту в республиканском парламенте, хотя при этом их было на территории Абхазии тогда меньшинство. Больше было грузин.
- Понятно. Сейчас Сухуми не желает даже обсуждать возможность автономии Абхазии в составе Грузии. В принципе есть возможность того, что если будет конфедерация, абхазы могут на это пойти?
-Это возможно, но невозможно при Шеварднадзе. Должны прийти другие политические силы. Шеварднадзе начал кровопролитную войну с Абхазией.
- Понятно. Эта кровь пока разделяет?
- Она пока разделяет. То есть должна быть кардинальная смена руководства в Грузии.
- И если такой человек придет, который будет, ну скажем, удобоварим абхазам, они могут пойти на конфедерацию?
- По крайней мере, они готовы будут пойти на переговоры. Есть как бы некие варианты отложенных статусов. В конце концов, обратите внимание, Нагорный Карабах формально не вошел в состав Армении. Я могу попытаться поискать и в остальном мире, не на пространстве бывшего Советского Союза, варианты, когда возникают некие отложенные статусы до лучших времен. И потом это во многом зависит от взаимодействия с Россией. Если Грузия сменит парадигму абсолютно прозападного развития, которая, кстати, нежизнеспособна, то что-то будет.
- А причина нежизнеспособности?
- Ну, просто в силу того, что в отличие от России для всех остальных стран Грузия вообще-то является только территорией, по которой можно проложить нефтепровод для той нефти, которая пока что еще не разведана. А больше она не интересует никого ни с какой точки зрения, поэтому вхождение чисто в Европейское сообщество или, я не знаю, куда они там собираются входить, оно нежизнеспособно. Грузия не случайно в прошлые века присоединилась к России, она самостоятельно вряд ли может существовать без взаимодействия с Россией.
- И Грузия присоединялась инициативно.
- Именно. А ведь то, что было ранее осталось до сих пор: мусульманское окружение, сложная ситуация с горцами Кавказа.