- Вслед за палатой представителей сенат конгресса США подавляющим числом голосов проголосовал за разрешение применять в отношении Ирака военную силу. Чисто юридически, если, предположим, сенат не голосует, президент может сам принять решение об этом? И на какой срок? И какие полномочия у него появляются с решением сената на эту тему?
- Значит, дела здесь обстоят так. Есть закон о военных полномочиях президента 1973 года, принятый по итогам войны во Вьетнаме. Этот закон разрешает президенту применять американские вооруженные силы за рубежом для защиты национальных интересов США без ведома конгресса, но только на период до 30 дней. В течение этих 30 дней президент обязан представить доклад конгрессу, в котором будет содержаться обоснование этого решения и все остальные данные. Конгресс должен будет выслушать президента и либо санкционировать его действия на дальнюю перспективу, либо отказать ему в санкции, и в этом случае в течение 60 дней президент будет вынужден прекратить все военные действия.
- То есть в сумме получается 30 дней, а потом еще 60, а всего три месяца. А вот сейчас, когда уже ему дали разрешение, что будет?
- Сейчас Буш, пользуясь тем, что в стране существует определенное настроение, получает разрешение конгресса и тем самым хочет заранее исключить конгресс как инструмент принятия решения. Одновременно он хочет продемонстрировать зарубежным странам степень доверия и поддержки, которые он получает от конгресса. Он получает от конгресса карт-бланш, и дальше уже соответственно будет решать в зависимости от своих планов - применять военную силу, не применять, когда применять, как применять. В любом случае он уже не будет связан необходимостью немедленно объяснять конгрессу, что он делает и как.
- Хорошо. А вот некоторые известные российские военные предполагают, что США могут применить в Ираке ядерное оружие. Как вы к этому относитесь?
- По-моему, это преувеличение. Ядерное оружие в Ираке применять ни к чему. Запросто можно без него обойтись. Наши военные иногда перебарщивают. По-моему, об это речи не шло никак и нигде, тем более те военные власти, которые отвечают за эту операцию, у них, по-моему, и нет ядерного оружия.
- Вот сейчас Тони Блэр в Москве. Договорятся они с Путиным? И какую здесь позицию Россия все-таки может занять? Выстроится ли она в фарватер политики американцев и англичан по Ираку?
- Я думаю, что нет, не выстроится, потому что Путину не выгодно и нельзя уже дальше идти на уступки. Он уже столько уступил американцам, что создалось впечатление, что опять начинается "козыревская" игра в одни ворота. И в ответ ведь ничего не получил. Тем более, когда в принципе наша дипломатия намекала, что, мол, мы можем поддержать США в Совете Безопасности, если они поддержат нашу акцию в Грузии. Американцы на этот размен не пошли. Поэтому сейчас ясно, что речь не может идти о каком-то размене. Нам нечего сейчас разменивать, мы ничего не хотим у них просить, а без размена Путин не может ничего поддерживать.
А что касается того, ударят ли США по Ираку, то если это и будет, то не раньше декабря, когда будет холоднее, потому что иначе действительно проблемы возникают и с техникой, и с самочувствием солдат, и более высокая степень потерь из-за этой высокой температуры. Так что если и будут ударять, то отнесут акцию только на зиму. Но между тем, если до декабря заморозят акцию, то все равно будет развиваться какая-то деятельность в течение этого времени в ООН, в арабском мире, Россия что-то будет делать, европейцы что-то будут делать, так что┘
- Вы хотите сказать, что могут быть какие-то неожиданные решения в этот период?
- Конечно. Да и Саддам Хусейн может поиграть немного. Он может пустить каких-то там инспекторов. Он ведь торгуется. Но американцы говорят: "за неделю все надо сделать!". А он говорит: "Нет, за неделю невозможно". Значит, торг будет продолжаться. В итоге, может быть, месяц инспектора будут работать: что-то найдут, что-то не найдут. Потом они будут доклад писать, представлять в ООН, потом дебаты по докладу будут. Кто-то будет говорить, что удовлетворен итогами, а кто-то - нет. Обычная вещь - могут замотать.
- А тут уже и декабрь как раз?
- Да. И может быть спадет уже и острота. Тем более, что до последнего времени опросы американцев показывают, что где-то процентов за 60 поддержат акцию, но поддержат, если она будет поддержана ООН, а если ООН не будет поддерживать, то они уже и не будут поддерживать.