Для кого-то это выглядело прелюдией войны на Кавказе. Однако все закончилось на этой неделе так же таинственно, как и началось. 6 октября президенты Грузии и России Эдуард Шеварднадзе и Владимир Путин начали встречу в напряжении, а закончили с улыбками; г-н Шеварднадзе назвал этот момент "поворотным". По крайней мере, на нынешнем этапе. Это было не первым напряжением отношений между его страной - являвшейся когда-то частью Советского Союза и даже местом рождения Сталина - и ее бывшим "старшим братом". Не является оно скорее всего и последним.
Проблемой на этот раз стало расположенное в Восточной Грузии Панкисское ущелье, в котором иногда скрываются боевики из российской Чеченской республики. Г-н Путин использовал годовщину событий 11 сентября для озвучивания угрозы вторжения в Грузию, прибегнув к тому же праву на самооборону, к которому прибегнул Джордж Буш (George Bush) перед нанесением удара по Афганистану. Грузинская сторона неоднократно обвиняла Россию в скрытом нанесении таких ударов, однако открытая угроза серьезно взволновала их.
Поэтому г-н Шеварднадзе направил в ущелье войска - не в дикую неприступную, находящуюся неизвестно где местность, как это может показаться, а в широкую долину в двух часах езды от Тбилиси - и вскоре объявил, что оно свободно от нежелательных элементов. Однако после боя с чеченскими боевиками в соседней республике Ингушетия 26 сентября, российские войска нашли тело английского оператора Родерика Скотта (Roderick Scott) и принадлежавшие ему вещи. Его записи, показанные по российскому телевидению, демонстрировали путь боевиков из Панкисского ущелья в Россию; банду возглавлял Руслан Гелаев, чеченский командир, который последние три года почти полностью провел в Панкисском ущелье. Данное событие предоставило Москве именно те аргументы, которые ей были нужны. "Пока у власти в Тбилиси находится Шеварднадзе, ситуация в Грузии не изменится", - раздраженно заметил Андрей Николаев, бывший генерал, председатель комитета Государственной Думы по обороне.
Откуда такое обострение заявлений? Панкисское ущелье действительно является проблемой. В 2000 году, после второго нападения России на Чечню, сначала беженцы, а потом и боевики переходили по горам в Панкисское ущелье, в котором этнические чеченцы начали селиться с 1830-х годов. С ними пришли контрабанда и организованная преступность, с которыми ослабленная грузинская армия и полиция не могли бороться. По неподтвержденным данным, в ущелье укрываются и террористы из "Аль-Каиды". Тем не менее грузинские дипломаты заявляют, что в ущелье никогда не было более нескольких сотен чеченских боевиков. А местные жители говорят, что большинство из них покинули ущелье за несколько недель до угроз г-на Путина.
Грузинская сторона называет более глубокие причины. Некоторые упоминают новый нефтепровод, чье строительство уже началось, и который свяжет Баку через Грузию с Южной Турцией, составляя таким образом конкуренцию российскому нефтепроводу Баку-Новороссийск. (Конкуренцию он составлять будет, однако, к выгоде российских нефтяных компаний, так как тем самым он ослабит нагрузку на перегруженный маршрут, по которому российские танкеры перевозят нефть через Босфор.) Другие считают, что г-н Путин является разумным человеком, однако его ввели в заблуждение сторонники жесткой линии вроде г-на Николаева, который ненавидит г-на Шеварднадзе, бывшего министра иностранных дел Советского Союза - за его роль в развале страны.
Каковы бы ни были причины оказываемого Россией давления, чем оно больше, тем пристальнее г-н Шеварднадзе смотрит на Запад в поисках поддержки. "Мы наверное не оказывали ли бы Грузии такую помощь, если бы не многолетняя дружба (Шеварднадзе) с Вашингтоном", - отметил один американский дипломат. Была ли угроза г-на Путина, сделанная сразу после угрозы г-на Буша в отношении Ирака, просто авантюрной попыткой объединить Москву с Вашингтоном и настроить против г-на Шеварднадзе его старых врагов?
Вместе с тем, наступившее на этой неделе неожиданное перемирие стало видимым результатом сделанного Грузией обещания выдать 13 пленных чеченских боевиков (после нескольких недель заявлений о том, что она не сделает этого без должных процедур экстрадиции). Однако оно (перемирие) может просто означать, что Россия готова отступить - по крайней мере сейчас.
Большинство грузин считают, что Россия стремится вызвать нестабильность, а не войну. В этом году она выдала свои паспорта 220 тысячам граждан Абхазии, самопровозглашенной автономной республики в составе Грузии, которая имеет тесные связи с Москвой. К еще большей ярости грузинской стороны, две трети абхазцев получили эти паспорта с радостью. Однако панкисская проблема может усилить г-на Шеварднадзе. После десяти лет пребывания у власти его неспособность поддерживать единство Грузии, поставить на ноги ее экономику или бороться с коррупцией опускают его рейтинги иногда до цифр, состоящих из одного знака. Однако теперь даже критики объединяются вокруг него. "Это очень важно, что его срок истекает в 2005 году. Это является гарантией стабильности", - говорит председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе.
Все это возможно и так, однако Грузия имеет 900-километровую общую границу с Россией, и одна пятая ее экспорта приходится на эту страну. За последние несколько лет грузины стали более пророссийски настроенными, согласно результатам опросов грузинской фирмы "ГОРБИ", изучающей общественное мнение. Когда г-н Шеварднадзе покинет свой пост, не захотят ли они видеть на его месте кого-нибудь более дружественного Москве?
Это частично будет зависеть от того, насколько Грузия преуспеет в будущих противостояниях. Панкисский конфликт вызвал лишь слабые признаки поддержки Запада; у г-на Шеварднадзе могут и быть старые друзья, однако реальный вес сейчас имеет г-н Путин. И все же, при поддержке американской программы "подготовить и экипировать" стоимостью 64 миллиона долларов США, которая началась в этом году, грузинские вооруженные силы в ближайшем будущем могут стать менее беспомощными, чем сейчас. Собьют ли они российский самолет, выпускающий ракеты по грузинской территории? Заместитель министра обороны Грузии Гела Бежуашвили ухмыляется: "Как только мы будем способны".