Тема возможного удара США по Ираку, изрядно набившая оскомину, продолжает, тем не менее, оставаться одной из самых актуальных на сегодняшний день. И происходит это не потому, что, чувствуя приближение часа "Х", политики разных стран все чаще высказываются на эту тему, отстаивая ту или иную точку зрения, хотя и это присутствует, а потому что Вашингтон намеренно и зачастую без всяких на то оснований взвинчивает напряжение вокруг необходимости свержения режима Садама Хусейна.
Особенно характерен именно нынешний момент - накануне и после проведения референдума в Ираке о продлении на 7 лет полномочий Саддама. На фоне сообщений информационных агентств всего мира о 100-процентной поддержке населения Ирака своего кумира нельзя не заметить заявления президента США Джорджа Буша, обвинившего Саддама в связях с организацией Бен Ладена "Аль-Каида", против которой в основном и воюет ныне США в стремлении отомстить за жертвы 11 сентября прошлого года. Такое обвинение последовало как раз накануне референдума в Ираке. При этом глава американцев не привел, разумеется, никаких конкретных доказательств этой связи, но выразил надежду на то, что ООН примет необходимую резолюцию и "продемонстрирует решительное намерение разоружить Саддама".
Заявление президента США, непосредственно привязывающее Саддама Хусейна к Бен Ладену, призвано создать условия для того, чтобы развязать руки Вашингтону в решении проблемы военным путем. И это заявление, разумеется, не "глас вопиющего в пустыне". Днем позже - как раз в день референдума в Ираке - об агрессивности и жутких планах "Аль-Киды" заговорили в Европе: о том, что террористы "Аль-Каиды" несомненно нанесут удары по Европе, заявил Юрген Сторбек - глава Европола, который объединяет полицейские службы 15 государств - членов Евросоюза. Неясно почему, но считается, что первыми объектами нападения головорезов Бен Ладена станут Франция, Германия и Бельгия.
В этот же день, американский президент высказал мнение, что ответственность за взрыв в Индонезии на острове Бали несет организация "Аль-Каида". Президент снова не привел никаких оснований своей уверенности, но его поддержал министр обороны Индонезии.
К этому нужно добавить, что и сама международная террористическая организация "Аль-Каида", решив, видимо, помочь президенту США повесить на себя "всех собак", вдруг зачем-то взяла на себя ответственность за подрыв 6 октября французского танкера "Лимбург". Об этом говорится в заявлении политбюро "Аль-Каиды" на интернет-сайте "Исламские исследования". Причем даже это "признание" вызывает сомнения, хотя бы потому, что ранее ответственность за теракт взяла на себя подпольная группировка "Исламская армия Адена-Абина".
Президент США говорит публично и о возможности при определенных условиях мирного разоружения Саддама, однако, нагнетая обстановку вокруг связи Ирака с организацией Бен Ладена, пугая мир планами террористов "Аль-Каиды" и приписывая ей чуть ли не все террористические акты, он фактически не оставляет мирной возможности никаких шансов. Недавний визит Тони Блэра в Россию, где он безуспешно пытался уговорить Владимира Путина встать на сторону США в стремлении наказать Саддама силовым путем, - еще один сюжет того же сценария.
В нагнетаемой вокруг "Аль-Каиды" атмосфере всеобщего страха и психоза общественное мнение даже "американского снайпера" и погибшего при взрыве в Финляндии террориста стало причислять к соратникам Бен Ладена, забывая о том, что существуют и другие террористические организации и иные поводы совершать подобные преступления. Излишне говорить, что подобный настрой не способствует объективности расследования преступлений. Он создает исковерканную с точки зрения истины картину терроризма, мешает борьбе с этим злом.
В возне вокруг Ирака Москва пытается изо всех сил добиться объективности и настроить своих партнеров на более трезвый и миролюбивый подход к решению иракской проблемы. Это делал Путин на днях в Москве в ходе визита Тони Блэра, на ту же тему вчера он беседовал по телефону с президентом Франции Жаком Шираком, сегодня он обсуждает эту же проблему с итальянским премьером Берлускони. Подобные акции Кремля будут продолжаться и далее. До тех пор, пока будет возможность повлиять на этот процесс, пока будет возможность убедить мир в том, что искоренить терроризм можно только комплексными методами и только сообща. Именно поэтому сегодня российский президент подтвердил готовность российского руководства "обсудить с партнерами по СБ ООН и при необходимости выйти на дополнительную резолюцию ООН, которая бы гарантировала работу в Ираке международных инспекторов".
Какя судьба ждет Ирак, сказать трудно, но многое говорит о том, что военный вариант вполне возможен. Это подтвердил сегодня и первый заместитель госсекретаря США Джон Болтон, заявив, что "только свержение режима в Багдаде принесет стабильность в регион Персидского залива". "А вместе с Саддамом, - добавил американский дипломат, - нужно убирать и всю верхушку иракского военного режима". Это значит, что война, скорее всего, будет.
И последнее. Саддаму можно предъявить много претензий, но его поддержка, пусть не 100-процентная, значительной частью народных масс Ирака - факт. Иосифа Сталина советский народ тоже по своему любил и шел на смерть "За Родину и Сталина!". Предположение, что Сталин, например, в 1937 году и тем более после победы над фашистской Германией в случае проведения в России аналогичного иракскому референдума получил бы, как и Саддам Хусейн сейчас, 100-процентную поддержку, вряд ли кто-либо будет оспаривать. Сталин - тиран, нехороший человек, это аксиома. Но очень много людей военного поколения (и не только) до сих пор считают, что Сталин объединил нацию на борьбу с фашизмом. И ведь глупо сегодня не видеть, что Саддам, как бы плох он не был, тоже объединил нацию в канун возможного нападения на страну США. Разумеется, нельзя проводить прямые параллели между Сталином и Саддамом, Ираком и СССР, США и Германией 1941 года, но определенная аналогия все же напрашивается. Поэтому Америке прежде, чем нападать на Ирак, нужно крепко подумать над тем, а не разделит ли она хотя бы в малой доли участь тогдашней Германии, не увязнет ли в Ираке еще сильнее, чем уже увязла в Афганистане. Не проиграет ли в своем стремлении победить международный терроризм, навязывая миру исключительно свои собственные методы борьбы.