- После четырехстороннего совещания в Брюсселе, где были спикеры двух палат российского парламента, спецпредставитель президента РФ по Калининграду, спикер Европарламента, и спикеры парламентов из Польши и Литвы сложилось впечатление, что решение вопроса в тупике. Каково ваше мнение по этому поводу?
- Я считаю, как тупик можно было рассматривать уже давно.
- Некоторые эксперты считают, что решать этот вопрос в основном будут лидеры основных стран Европы┘
- Решение будет принимать Совет министров Евросоюза, а не каждая страна в отдельности.
- Понятно, но все-таки к мнению ведущих стран, наверно, прислушаются, когда ведущие страны поднимают руки, поднимут руки и другие? - А разве кто-то из них выступает за безвизовый режим? Они такого не говорят и противоречий между ними нет.
- Противоречий нет, но президент Франции в Сочи высказался фактически против введения виз. Нет?- Он ничего не обещал. Мне кажется, что из его выступления сделали неправильные выводы. Он сказал, что идея путешествия, проезда в Калининград с визами неприемлема, но он не сказал, что выступает за сохранение существующего сейчас режима проезда в Калининград. Если б он сказал: "Я за то, чтобы сохранить существующий порядок проезда, вот тогда это был бы прорыв в наших отношениях".
- Но разве это была не критика введения виз?
- Да, но во что вылилось это предложение? Франция, Италия, Греция, Испания предложили безвизовый режим проезда, но в пломбированных вагонах. И в Сочи французский президент имел в виду именно это. Он с удовольствием бы высказался за то, чтобы россияне ездили без виз, но в опломбированных вагонах.
- Как Ленин когда-то?
-Ну, да. Я считаю, что даже скот опасно возить в опломбированных вагонах, потому что если пожар или авария┘
- Французский президент хитрый очень, наверно?
- Конечно. А тупик был уже два года назад. Поэтому, я думаю, мы вообще будем ездить с визами.
- То есть все эти наши усилия до саммита ЕС по расширению и саммита РФ-ЕС в ноябре не увенчаются успехом?
- Вы знаете, я два года назад говорила, что ничего не получится и сейчас говорю. Я приехала только что из Риги┘
- Кстати в Риге почувствовали атмосферу сдвига в ту или в другую сторону?
- Еще как почувствовала. Там как раз обсуждались вопросы сотрудничества в сфере визового контроля и обеспечения безопасности границ. И там я поняла, что все балтийские государства, в частности, Литва, очень жестко придерживаются позиции не оставлять существующий режим перемещения. Мало того, у меня такое чувство, что им не очень улыбается идея иметь скоростной поезд на своей территории. Кроме того, у меня складывается впечатление, что Литва и другие страны-кандидаты очень боятся не войти в шенгенскую зону через несколько лет. Они очень боятся изменения нашего транзитного режима через Литву, они очень боятся каких-то послаблений нам, визовых льгот. То есть они боятся, как бы это не отразилось на них, на их вступлении в Шенген.
- Они боятся, как бы это потом не аукнулось? Потому что в Евросоюз они вступят, а в шенгенскую зону их за это не пустят?
- Да. И поэтому сейчас Литва, насколько я знаю, требует в новом договоре о вступлении в ЕС (будет специальный договор для всех стран-кандидатов) юридических гарантий, что ее примут вовремя, независимо от того, как сложится ситуация с Калининградом. И, насколько мне известно, в этот договор собираются записать положения, во-первых, об облегченном визовом документе и об этом скоростном поезде.
- Но даже если тупик, Россия все равно должна отстаивать свои права по Калининграду?
- Да. Заявлять о своих правах нужно обязательно, потому что если у нас сейчас что-то не получилось, то получится в каком-то другом месте, или в результате все-таки через какое-то время какое-то решение будет найдено. Калининградский тупик существует, но он не абсолютный. Только на ближайшее время. Конечно, ни на каких ближайших саммитах ничего не будет. Выход из тупика в ближайшее время может быть найден только какой-то лингвистический, формальный, а по существу, конечно, нет. Сейчас уже не Калининград является проблемой номер один, а следующая наша идея - о безвизовом режиме для всех россиян. Мне кажется, что складывается очень сложная и опасная ситуация вокруг этого.
- Опасная чем?
- Многие говорят, что проблема только в том, что паспорта наши не соответствуют стандартам безопасности, и в том, что мы не подписали соглашения о реадмиссии. Вот как мы это сделаем, так сразу нас пустят без виз въезжать в Россию. На самом деле - ничего подобного. Я боюсь, что мы быстро подпишем по требованию, под нажимом ЕС соглашение о реадмиссии, что будет для нашей страны губительно, и все равно нас никуда не пустят. Мы пожертвуем своей национальной внутренней безопасностью, для того чтобы выглядеть в глазах Запада цивилизованной страной и для того чтобы поддерживать отношения┘
- А сами еще не готовы подписывать это соглашение?
- Сначала надо подписать соглашение о реадмиссии со всеми нашими южными соседями, а только потом уже с ЕС.
- Мы вроде так и планируем сделать.
- Нет, насколько я поняла, мы планируем подписать с Белоруссией и Литвой, а потом уже разговаривать со всеми соседями. В этой последовательности это никак неприемлемо. Если мы сначала будем подписывать со всеми странами СНГ, тогда это правильно. Но это тоже не сразу, это тоже сложный процесс. Нужно подписывать комплексное соглашение о реадмиссии не только с СНГ, но и с Вьетнамом, Китаем и всеми государствами, чьи граждане едут через нашу территорию. Так нужно делать и нам, и Евросоюзу. А ЕС сейчас ведет переговоры с каждым из государств в отдельности. Мне же кажется, что надо ставить вопрос о подписании совместно соглашения.