Сейчас же ни в этом государстве, ни в большинстве других не видят оснований для развязывания новой войны. Американцы, впрочем, не остались в одиночестве, поскольку их традиционно поддерживают британцы и австралийцы. Остальные же участники дискуссии, которая была проведена по инициативе государств Движения неприсоединения и арабских стран, высказывались против планов США использовать силу в отношении Ирака, особенно в новых условиях, когда Багдад согласился на допуск международных инспекторов.
Кстати, они согласно договоренности, достигнутой на переговорах главы комиссии ООН по Ираку Ханса Бликса с иракскими дипломатами, должны вернуться в Ирак уже через два дня - 19 октября.
До этого дня американцы хотят принять новую резолюцию. Однако они так и не внесли ее официально на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Возникает вопрос: почему американцы тянут? Возможных причин может быть несколько.
Причина первая. Они не могут договориться по тексту с тремя постоянными членами СБ ООН - Россией, Францией и Китаем, которые выступают против включения в резолюцию положения об автоматическом применении силы против Багдада в случае, если он откажется выполнить эту резолюцию или если в работе инспекторов в Ираке возникнут препятствия. Естественно, если американцы поставят на голосование заведомо непроходную резолюцию и она будет заветирована хотя бы одним из постоянных членов (а нынешний американо-британский проект выглядит именно таковым), то по престижу США будет нанесен существенный удар.
Причина вторая. США хотят воспрепятствовать началу инспекций без новой жесткой резолюции. Именно эту позицию они начала озвучивать сразу после согласия Багдада на возвращение инспекторов. Теперь же для Вашингтона - дело принципа сделать так, как он сказал: сначала резолюция , потом возвращение инспекторов. И в этой ситуации многое зависит от поведения Ханса Бликса и генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Ведь именно они принимают финальное - хотя во многом и техническое, а не политическое решение о возврате международной комиссии в Ирак для ответа на вопрос, есть ли в Ираке оружие массового уничтожения или нет.
Бликс решил пойти по пути наименьшего сопротивления, сняв с себя всю ответственность за момент начала инспекций. После переговоров в Вашингтоне в начале октября независимый ООНовский чиновник вдруг заговорил на языке американских дипломатов и сказал, что пока резолюции не будет, он и его команда в Ирак не отправятся. Кофи Аннан высказывается тоже весьма туманно, то намекая на необходимость скорейшего развертывания инспекторов, то говоря о необходимости твердых решений Совета Безопасности.
Но Совет Безопасности раздирают противоречия. Россия, как уже не раз говорил и президент Владимир Путин, и глава МИДа Игорь Иванов, непротив обсуждения и даже принятия новых резолюций по Ираку, но таких, в которых не содержалось бы указания на автоматическое использование силы. В среду Путин повторил эту позицию на встрече с итальянским премьером Сильвио Берлускони (который, к слову, видимо поддержит США как минимум на словах в случае начала войны). В четверг об этом же говорил Иванов после переговоров с представительной делегацией Евросоюза.
Кстати, в ходе последнего телефонного разговора с Колином Пауэллом Игорь Иванов вновь довел до него позицию Москвы о необходимости политико-дипломатического урегулирования ситуации.
Итак, США продолжают воинственную риторику, но видя ее бесплодность начинают потихоньку смягчать свой подход к иракской проблеме. Во-первых, в среду Джордж Буш уже второй раз за неделю заявил о том, что конфликта с Ираком вполне можно избежать. Естественно, он оговаривает это целым рядом известных уже условий о разоружении, но смысл этих выступлений уже иной. А именно: США начинают поиск лазеек для возможного "мирного" выхода из созданного ими же тупика, но без потери лица. То есть так, чтобы потом Бушу (прежде всего американские же граждане) не сказали, что он только и умеет, что бряцать оружием и не более того. Кроме того, госсекретарь Колин Пауэлл в тот же день в интервью британской "Таймс" заявил, что США не нанесут удара по Ираку без предварительных консультаций в СБ ООН. Ясно, что если Вашингтон примет решение об ударе, то такие консультации будут заключаться только в том, что США проинформируют СБ ООН о предстоящей операции, возможно всего лишь за несколько часов или даже минут. Но все же госсекретарь решил сделать реверанс в сторону ООН, что в данной ситуации также можно расценить как один из признаков смягчения американской позиции.
Впрочем, все это вовсе не означает, что США отказались от планов войны. Просто они, вероятно, решили составить, как принято говорить у американцев "план B", то есть второй вариант действий. На тот случай, если им покажется, что воевать - в данный конкретный момент - ну уж просто совсем неудобно. Перед мировым сообществом, да и перед американским гражданами. И лучше отложить на потом, когда Ирак даст повод.