Сегодня в Москве "тройка" Евросоюза в составе представителя ЕС по общей политике и политике безопасности Хавьера Соланы, члена КЕС Кристоффера Паттена, главы МИД Дании Пера Стиг Меллера и присоединившегося к ним министра иностранных дел Греции Георгиоса Папандреу провела переговоры с министром иностранных дел России Игорем Ивановым.
Тема Калининграда обсуждалась наряду с другими темами, и сказать, что она была особо выделена на фоне других тем, нельзя. Кроме Калининграда, шел серьезный разговор по вопросам борьбы с терроризмом, обсуждалась ситуация вокруг Ирака и на Ближнем Востоке.
В частности, речь шла о том, как с помощью России сделать Европу максимально безопасной от посягательств международных террористов. Были обсуждены "дорожная карта" и план мирного урегулирования ближневосточной проблемы, который должен быть вскоре окончательно одобрен. В результате общие усилия приведут к созданию через три года независимого палестинского государства. Через год должны быть решены все вопросы безопасности и пограничные проблемы. Подробностей о ходе обсуждения иракской проблемы участники переговоров не сообщили. Видимо, каких-то особых движений на данном направлении в ходе встречи не произошло. С уверенностью можно предположить, что речь шла о резолюции ООН, которая должна появиться на днях и которую все ждут.
Как сказал Игорь Иванов после переговоров, за последнее время произошло "существенное сближение позиций" России и Евросоюза по Калининграду, консультации проходят в конструктивном духе, но "пока остаются определенные разногласия". В Москве считают, что если диалог будет продолжен в таком же духе, то можно будет выйти на взаимоприемлемое решение, которое должно учитывать как позицию Россию, так и законодательство ЕС и Литвы.
Из этого можно сделать вывод, что так называемое "сближение позиций" будет продолжаться вплоть до саммита ЕС-РФ 11 ноября в Дании, но оставшихся до него трех недель на устранение разногласий сторонам не хватит. Во всяком случае, не будет устранено главное разногласие - Евросоюз не пойдет на безвизовый режим. Скорее всего, за оставшийся короткий срок не будет найдено и замены этому режиму, которая смогла бы максимально удовлетворить Москву. Вместе с тем, чтобы сохранить лицо Кремля, Евросоюз и Россия до саммита наверняка выработают общую позицию и, может быть, даже подпишут в Дании рамочное соглашение, в котором будет прописана перспектива решения калининградского вопроса. В этом соглашении наверняка будут обозначены и те задачи, которые Москва вместе с Калининградом должны решить с тем, чтобы приближаться к безвизовому режиму. Этих задач много, решать их сложно, но с помощью Евросоюза, который прекрасно понимает, что наносит России ущерб своим расширением, время приближения к свободному безвизовому передвижению можно и нужно максимально сократить. Вот об этом и должны договориться стороны до 11 ноября. Если события будут развиваться по такому сценарию, то для Москвы это будет совсем неплохим результатом. Во всяком случае, Владимир Путин, заявляя в своем недавнем обращении к странам ЕС о необходимости безвизового перемещения, наверняка, и не имел в виду, что это случится к ноябрю. Но он поставил для России и партнеров из ЕС вполне конкретную цель, создал своей инициативой соответствующий настрой и задал темп в решении этой проблемы.