Строго говоря, саммит АТЭС - единственный в мире столь представительный форум, где главы государств не являются главами государств. Да и сами государства формально на саммите не представлены. Дело в том, что АТЭС создавался 10 лет назад исключительно с одной целью - продвижения инициатив по либерализации торговли в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), и официально форум именуется встречей Экономик АТР, поскольку отдельно на нем представлены лидеры непризнанного в качестве государства Тайваня и особого статуса другой китайской территории - Гонконга. Именно поэтому государственный статус здесь на время забывается. Достаточно сказать, что на саммите даже не поднимают национальные знамена его участников - опять-таки, чтобы исключить хоть малейший намек на политику.
Однако на этот раз - правда, уже не впервые - политика выходит на первый план. Причины тому - резкое обострение обстановки вокруг Ирака и Северной Кореи - страны Азиатско-тихоокеанского региона. Впервые лидерам АТЭС (или как их называют на данном форуме - лидерам экономик) пришлось детально заниматься чисто политическим вопросом в прошлом году, на саммите в Шанхае. Это объяснялось прошлогодней трагедией в США, связанной с терактами 11 сентября. Тогда лидеры приняли специальную антитеррористическую декларацию - впервые в истории форумов АТЭС - документ неэкономический по своей сути, хотя и с экономическими акцентами (борьба с финансированием терроризма и т.д).
Тема борьбы с терроризмом будет затронута и на встрече в Лос-Кабосе, но опять-таки с экономическим оттенком. Уже завершается подготовка Декларации лидеров, а также заявления министров иностранных дел. В частности участники форума обсудят такие меры, как безопасность перевозок, прохождения таможенных процедур, проверки грузов, компьютерную безопасность, борьбу с финансированием терроризма, противодействие процветающему на Тихом океане пиратству, от которого страдают суда практически всех участников АТЭС. Большой импульс антитеррористической дискуссии в рамках АТЭС придал недавний масштабный теракт на индонезийском острове Бали, который продемонстрировал опасность терроризма в АТР не только для граждан, но и для целых отраслей экономики стран - индустрия туризма, дающая значительную часть дохода в индонезийскую казну, сильно пострадала от взрыва на Бали.
Во многом мексиканский форум можно назвать форумом кризисов, поскольку большинство тем, предлагаемых лидерам для обсуждения относятся к числу таковых. Итак, им придется вести дискуссию по трем основным направлениям.
1. Неустойчивость системы мировой экономики, торговли и финансов.
2. Борьба с терроризмом.
3. Обострение региональных кризисов - Ирак, Ближний Восток, Корейский полуостров.
Последний пункт, впрочем, неофициальный. Формально он не включен в повестку саммита, однако в ходе двусторонних встреч, коих в Лос-Кабосе будет немало, в том числе и у Владимира Путина, безусловно, этим темам будет уделено приоритетное значение. Кстати, программа двусторонних контактов российского президента весьма обширная. Безусловно, особое внимание наблюдателей будет приковано к его встрече с президентом США Джорджем Бушем. Нетрудно догадаться, что иракская тема как наиболее спорная на сегодня в отношениях Москвы и Вашингтона будет одной из главных. Не меньше внимания этой проблематике будет уделено и на встрече Путина с председателем КНР Цзян Цзэминем. Кроме того, запланированы контакты российского президента с лидерами Австралии, Канады, Филиппин, Малайзии, Перу и других стран.
Что же касается непосредственно экономической тематики саммита, то для России она весьма важна с точки зрения развития Дальнего Востока, региона наиболее тесно связанного в том числе и экономическими узами с АТР. Именно поэтому накануне официального открытия Владимир Путин выступит на деловом форуме АТЭС, в котором участвуют бизнесмены из стран АТР. Здесь главная задача показать, что на фоне неопределенности в мировом экономическом развитии, ситуация в России достаточно стабильная, особенно по сравнению с периодом двухлетней давности, что важно для иностранных инвесторов. А с этой точки зрения регион АТР весьма лакомый кусок - здесь сосредоточено почти 60% объема всей мировой торговли. Да и у самой России на этот регион сейчас приходится не меньше 50% внешнеторгового оборота - ведь в АТР находятся такие крупные экономические партнеры, как Китай и США.
Впрочем, эффективность работы в рамках АТЭС для России должна измеряться не столько цифровыми показателями, сколько степенью интеграции ее восточных регионов в экономику АТР.
В 1998 году, когда Россия только вступила в АТЭС, на саммите тогдашний премьер Евгений Примаков сказал фразу о том, что войдя в этот клуб наша страна купила пиджак на два размера больше, чтобы к тому времени, когда Россия нарастит мышцы, не покупать этот же самый пиджак за более высокую цену. Сейчас же Владимир Путин должен показать экономическим лидерам АТЭС, что пиджак ей уже вполне по размеру, а где-то, может быть даже, и маловат.
Кстати, что касается одежды, то это - традиционный интересный аспект саммитов АТЭС, поскольку каждый раз лидеров на общей встрече одевают в национальные костюмы страны-хозяйки. И каждый раз накануне форума это держится в секрете. Кстати, и с Мексикой все не так уж и просто: здесь помимо чисто мексиканских, постколониальных традиций носить сомбреро есть и древние индейские. К тому же в Латинской Америке саммит АТЭС проводится впервые и мексиканцы наверняка захотят удивить гостей. Так что пока не известно, в чем выйдут перед телекамерами Владимир Путин и его коллеги - в сомбреро, пончо или других экзотических туалетах.