Вряд ли в российских, да, пожалуй, и в зарубежных СМИ можно отыскать журналиста, который мог бы похвастаться хорошими, информативными источниками из спецслужб. Разведывательные и контрразведывательные, специальные подразделения и части МВД России - это практически полностью закрытые структуры. Кадровые офицеры этих служб редко идут на контакты с прессой в ее интересах. Они, скорее, сами предпочитают использовать СМИ для получения необходимых разведданых. Другое дело ветераны. Они, хотя и тоже сдержаны в общении с журналистами, храня известные им государственные секреты, но порой именно забота о нуждах государства, настоятельное стремление помочь ему в решении насущных проблем, вынуждает их нарушить обет молчания и высказать то или иное мнение представителям прессы.
В связи с терактом в Москве представляется необходимым прежде всего еще раз процитировать мнение признанного специалиста в правоохранительной области, председателя комитета по безопасности Госдумы Российской Федерации Александра Гурова относительно обстоятельств, позволивших чеченским бандитам провести теракт в самом сердце Российской Федерации. В хорошо известном интервью "Эхо Москвы" Гуров был категоричен. Чрезвычайную ситуацию, сложившуюся в Москве, Гуров назвал "полным провалом нашей правоохранительной системы"
Его оценку полностью разделяет один из ветеранов политической разведки, бывший руководитель одного из структурных подразделений КГБ Юрий Дроздов. "Мое мнение такое: к этим событиям, как бы это помягче сказать, привел фактический развал внутренней системы безопасности страны". Увы, ни во всем можно согласиться со столь категоричными выводами: при "полном развале", как называют это состояние вышеупомянутые эксперты, было бы вообще невозможно сдержать стремительную экспансию чеченского экстремизма в другие регионы России, обеспечивать, пусть и не самом высоком уровне, безопасность российских граждан, в том числе и депутатов Госдумы, а также безопасность тысяч иностранцев, ежегодно посещающих Российскую Федерацию. Сотрудники российских специальных структур делают для борьбы с организованным бандитизмом и терроризмом все, что умеют и как умеют.
Но в одном ветераны, да и некоторые ныне действующие, кадровые сотрудники современных российских спецслужб, абсолютно правы. Одна из основных причин неудач спецслужб России - слабый уровень агентурной работы. Слабый, не потому, что наши разведчики и контрразведчики плохо обучены методам ведения агентурной деятельности, а потому что им в наследство досталось весьма бедное агентурное хозяйство. В этой связи стоило бы вспомнить, как в начале и середине девяностых годов в революционном порыве низвергали "Дзержинских", по глупости или злонамеренно разрушали агентурную сеть, как клеймили позором "Павликов Морозовых" и как некоторые недалекие политические деятели строили свой авторитет на разоблачении агентов КГБ, ГРУ и МВД. В те годы было потеряно немало важных, весьма информативных источников действовавших на территории России и за ее рубежами. Разрушить эту сеть было сравнительно легко, восстановить - крайне трудно.
Кроме того, как утверждают эксперты, с которыми удалось побеседовать корреспонденту Страны. Ру, организация агентурной сети на территории Чечни в условиях прямого боевого противостояния затруднена в силу объективных обстоятельств.
Слабость агентурной работы российских спецслужб - это лишь одна из причин общих неудач в борьбе с терроризмом и бандитизмом. Есть еще и другие - недостаток технических и материальных средств, кадровые и социальные проблемы, из-за которых страдают не только спецслужбы, но и все российское общество в целом. И не стоит забывать, что даже в этих условиях российские спецслужбы в общем и целом свою задачу все же выполняют. И не стоит им мешать, потому что сегодня и в ближайшие дни им предстоит весьма нелегкая работа по нейтрализации очередной бандитской вылазки в Москве на Дубровке.
Именно в данном конкретном случае уместно было бы вспомнить и принять на вооружение опыт развитых иностранных государств, где неприглядный на первый взгляд труд добровольных помощников спецслужб, работающих отнюдь не всегда только за вознаграждения, но и за идею обеспечения безопасности государства, увы, не отвергается ни моралью общества, ни тем более государственной системой. Это очень неприятная для современной российской морали реальность. Но, не осознав ее и не приняв ее за осознанную необходимость, не стоит надеяться на эффективное обеспечение российскими спецслужбами безопасности и стабильности государства российского и жизни российских граждан