- Вы военный контрразведчик. Ответьте на вопрос: как наши спецслужбы могли допустить такой теракт в столице? Я понимаю, что каждую машину не проверишь, но агентура? Неужели слабы агентурные позиции?
- Позиции есть. Но этот теракт, например, мог стать возможным благодаря содействию тех сил в Москве, которым этот теракт выгоден для дестабилизации ситуации. Вполне возможно, что этим террористам помогли.
- Да, но где была агентура спецслужб? Ее нет или она вовремя не проинформировала?
- Видите ли, один мой знакомый из спецслужб говорил, что им известно такое, что волосы встают дыбом, но они не могут эту информацию реализовать, потому что на нее не реагируют.
Первая причина, по которой этот теракт стал возможным в том, что в стране сложилась трагическая ситуация. Среди обладающих реальной властью в Москве есть люди, заинтересованные в дестабилизации обстановки. Я, например, не исключаю даже возможность участия в этом деле Березовского, хотя он и не в Москве. Недавно по случайному, а, может быть, и по логическому совпадению объявили о заведении уголовного дела в отношении Березовского и обращении в "Интерпол" с целью его депортации, а на следующий день - захват заложников в Москве.
- Вы считаете, что здесь могли работать деньги Березовского?
- Не исключаю. Ведь у него прекрасные связи с Масхадовым и с Шеварднадзе.
- И все же. Почему агентура не сработала. Что это - слабость спецслужб именно в этой области?
- МВД находится в катастрофическом положении. Продажность и коррупция, насколько мне известно, достигла там невероятных размеров. Что касается ФСБ, то там осталось очень мало сотрудников, которые могут квалифицировано организовать агентурно-оперативную работу.
- А зарплата, в том числе в особых условиях?
- И это тоже.
- А техническая разведка?
- Техническая разведка - это хорошо, но нужно обязательно организовывать агентурную работу в окружении с тем, чтобы вовремя и заранее выявлять подготовку таких акций. В свое время в военной контрразведке работали люди, которые умело создавали позиции среди чеченцев и не только, но потом вся эта работа переместилась совсем на другой уровень. Поэтому сейчас трудно сказать, знали в центре или не знали о подготовке этого теракта, придали значение или нет.
А если, к примеру, эта подготовка шла под крышей московских чеченцев, среди которых есть бывшие сподвижники Дудаева, которые организовали взрывы в Москве два года назад? Ведь их конспиративные квартиры обнаружить до сих пор так и не удалось. У этих людей деньги, и кто поручится, что кто-то из чеченской диаспоры в Москве не связан с ними и не финансирует эту их деятельность под давлением или добровольно.
В ФСБ и МВД, во всяком случае, была информация о том, что чеченская диаспора выделяла средства не только на благотворительность, и это тоже нужно учитывать. Это очень серьезные вопросы и игнорировать их нельзя. Нужно все это проверять, выяснять - надо с этими версиями работать.
- А у вас есть конкретные предложения по защите от терроризма и решению чеченской проблемы?
- Поставить классическую границу по Северному Кавказу, потому что США объявило его фактически официально зоной своих интересов. За погранотрядами выставить соответствующую войсковую поддержку. Укрепить Северо-Кавказский военный округ. Чечню окружить границей. Только волевыми и жесткими действиями можно сейчас с воинствующими сепаратистами и с террористами разговаривать. Они другого языка, в частности, переговорного, видимо, не понимают. Об этом хорошо написано было в позапрошлом столетии во время войны с Шамилем. Если они почувствуют силу, они втягивают голову в плечи.