Уже нет сильного и всемогущего Советского Союза, нет разделенного на сектора Берлина и Германской демократической республики, убит любимый обществом, но кому все-таки мешавший президент США Джон Фиджеральд Кеннеди, умер, стучавший когда-то ботинком по трибуне ООН Никита Сергеевич Хрущев.
Сорок лет назад в США могли убить первое лицо в государстве, но это было убийство одного человека. А год назад - 11 сентября террористы убили тысячи, и это были простые люди, не обремененные высшей государственной властью, но расплатившиеся за ее ошибки. В шестидесятые годы в СССР не могли и помыслить о возможности массового терроризма или захвата заложников. Делом чести советских спецслужб стала поимка Степана Затикяна, организовавшего 8 января 1977 взрыв в Москве, в результате которого семь человек были убиты, 37 ранены. Ныне Россия имеет проблему Чечни, которая сделала заказные убийства, взрывы и захваты заложников обыденным явлением не только в Москве, но и по всей России.
Времена Карибского кризиса сходны с сегодняшними тем, что США вновь видит себя главным гарантом спокойствия на планете, что, как и сорок лет назад, с большим сомнением воспринимается мировым сообществом. Образовавшиеся Соединенные штаты Европы - Евросоюз, набирающий силу Китай, ослабленная неудачными реформами и войной в Чечне, но все еще значительная Россия хоть и участвуют вместе с США в процессе установления стабильности на планете, но гармоничной коалиции в борьбе за международную безопасность из этих мировых центров, как и сорок лет назад, пока не получается.
Появившийся общий враг - международный терроризм консолидировал эти центры больше на словах. На деле же Вашингтон в своем имперском зазнайстве продолжает фактически игнорировать мнения партнеров и даже союзников при защите своих интересов, которые по законодательству США могут распространяться на любую часть планеты. И если сорок лет назад шел разговор о том, чтобы наказать Кубу и свергнуть с помощью кубинских контрреволюционеров коммунистический режим Фиделя Кастро, то сегодня фактически тоже самое Вашингтон планирует предпринять в отношении Ирака. Коммунистического режима в Ираке нет, но методы американцы применяют похожие: иракская оппозиция - аналог кубинским опозиционерам (или контрреволюционерам, как их называли на Кубе) - готовится "к высадке", замену Саддаму Хусейну и иракскому правительству среди них активно ищут, а, может быть, уже нашли, Россия при этом, как и многие другие страны мира, против американского вмешательства.
На днях в США состоялась международная конференция, посвященная 40-летию Карибского кризиса, где были не только ветераны того времени от США, такие как бывший министр обороны Роберт Макнамара, но и участники тех событий со стороны бывшего СССР. Все встречи, разумеется, проходили в доброжелательной обстановке, и, оценивая события тех лет, собеседники были едины во мнении, что "тогда победил разум". И все же, рассуждая об истоках и причинах кризиса, американцы больше говорили о вине Советского Союза и лично Никиты Хрущева, который "разместил ракеты на Кубе", но забывали о том, что это было сделано для защиты суверенитета "острова свободы", на которую 28 октября при поддержке США намеревались напасть противники установленного на Кубе общественного порядка. Здесь стоит сказать и об американском фильме, который недавно в связи с "карибским юбилеем" показывали по российскому телевидению. В нем тоже доминировала американская точка зрения, из которой непосвященный мог бы сделать вывод о том, что Советский Союз испугался, что американское руководство было на высоте, а советское - так себе.
Перечисленные выше отличия и сходства заставляют задуматься о том, что сегодня в отличие от времен Карибского кризиса США не испытывает той сдерживающей силы, которая исходила от СССР в том двуполярном мире. Ныне мир многополярен, но вопрос, способно ли мировое сообщество удержать США от безрассудного поступка, остается открытым. Такого механизма пока не существует, и при явной активизации международного терроризма, в этом заключается главная опасность нынешней ситуации, потому что насилие не может родить ничего, кроме насилия. А эскалация насилия может ввергнуть мир в катастрофу.
Именно об этом было много разговоров после терактов 11 сентября, но за год вопрос об организации консолидированной борьбы с международным терроризмом с мертвой точки так и не сдвинулся. После терактов в Индонезии, жертв снайпера в США и, особенно, захвата заложников в Москве об этом заговорили снова. И этот разговор становится все серьезнее. Все чаще упоминается необходимость отказа от политики двойных стандартов.
Для предотвращения ситуаций, подобных Карибскому кризису мировому сообществу сегодня жизненно необходим согласованный подход к определению многих понятий в рамках самого опасного сегодня в мире явления - международного терроризма. В деле борьбы с терроризмом этот согласованный подход ляжет в основу выдержанных, а не скоропалительных решений. Это даст возможность искоренять зло не наскоком и в одиночку, а с помощью комплекса экономических, политических, военных и иных мер, в разработку которых могут внести свою лепту все страны, государственные объединения и международные организации, включая ООН, которая должна быть организатором всей этой работы.
Сегодня, после террористического акта в Москве, когда в глазах большей части мировой общественности чеченские боевики приобрели образ настоящих фанатиков-головорезов и истинных представителей международного терроризма, международное сообщество получило еще один серьезный повод исключить из международных отношений политику двойных стандартов и задуматься над созданием антитеррористической коалиции не на словах, а на деле.