В Совете Безопасности Организации Объединенных Наций в закрытом режиме продолжается обсуждение проектов резолюций по Ираку, предложенных официально Соединенными Штатами и неофициально - Францией и Россией. Американская сторона, до некоторых пор не скрывавшая своей приверженности силовым методам решения иракской проблемы, под давлением международной общественности была вынуждена изменить тактику поведения в ООН и теперь стремится придать своим действиям в отношении Ирака видимость стремления к компромиссу.
Вашингтон лишь слегка видоизменил представленный Совету Безопасности первый проект резолюции, который явно не имел никаких шансов на принятие, и в минувшую пятницу от имени двух стран - США и Великобритании - внес в СБ новый проект, который по сути своей остался неизменным. Он предусматривает ужесточение режима инспекций объектов иракской инфраструктуры и автоматическое применение силы против Ирака в случае невыполнения им разоруженческих требований. Одновременно государственный секретарь США Колин Пауэлл уже в который раз заявил, что США не считают исчерпанными дипломатические возможности для урегулирования ситуации вокруг Ирака и намерены продолжать на этой основе работу в ООН.
Расчет Вашингтона весьма прост: создать видимость того, что американская и британская стороны наконец-таки подчинились требованиям остального мирового сообществ не выходить в своих действиях против Ирака за рамки ООН, попытаться перетащить на свою сторону колеблющихся из числа непостоянных членов Совета Безопасности ООН и путем дипломатического маневрирования добиться от России, Франции и Китая, без согласия которых новой резолюции не принять, отказа от применения ими права вето при голосовании по американо-британскому проекту.
В Вашингтоне хорошо понимают: эта задача не из легких. У России и Франции есть свои соображения на этот счет. Российский и французский проекты весьма сходны по смыслу и предусматривают действия в два этапа. В рамках первого - предлагается обеспечить незамедлительное возвращение международных инспекторов Ирак и провести там исчерпывающую разоруженческую инспекцию. Второй этап - это доклад Совету Безопасности о результатах инспекции и принятие на его основе соответствующих решений: либо о проведении дополнительного разоружения Ирака, либо о снятии с Ирака международных санкций при получении положительных результатов инспекции. Проект предусматривает немедленное информирование СБ ООН о любых фактах нарушения Ираком своих обязательств, созыв заседания Совета Безопасности и принятие в ходе него соответствующих решений в отношении Ирака. В рамках предполагаемых решений не исключается и применение силы.
Закрытый характер заседаний Совбеза пока не позволяет судить о том, насколько удалось американской стороне на настоящий момент убедить СБ в целесообразности одобрения американо-британского проекта, хотя после закрытых консультаций СБ ООН в понедельник с участием главы Комиссии ООН по разоружению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) Ханса Бликса и генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеда аль-Барадеи председатель Совбеза ООН Мартен Белинга-Эбуту заявил журналистам о том, что, по его мнению, в ближайшие дни новая резолюция по Ираку все же будет принята. Он утверждал, что руководитель ЮНМОВИК и генеральный директор МАГАТЭ представили в СБ такую информацию, которая якобы позволяет членам СБ еще раз попытаться найти консенсус.
В этой же связи весьма интересной представляется информация о том, что в российской столице изучается предложение Франции относительно созыва заседания СБ ООН на уровне министров иностранных дел для обсуждения ситуации вокруг Ирака. Что это в действительности означает? Может быть, информация, представленная ЮНМОВИК и МАГАТЭ действительно представляет определенную ценность для прояснения ситуации вокруг иракских программ в области создания ОМУ? Вряд ли это так. Осведомленные источники в американской администрации утверждают, что Пентагон при подготовке информации по деятельности Багдада в области ОМУ, пользуется искаженными разведданными, полученными из сомнительных источников. Может, именно эта или подобная информация и легла в основу очередных докладов ЮНМОВИК и МАГАТЭ Совбезу? Да и Багдад на этот раз, похоже, не склонен что-либо скрывать. Иракская сторона приглашает даже иностранных журналистов и известных политических деятелей сопровождать инспекторов ООН, если они возобновят свою контрольную миссию в стране.
Так или иначе, но российская сторона задумалась над французским предложением собраться в ООН главам дипломатических ведомств. Возможно, российским экспертам есть над чем поразмышлять. Они подумают и, конечно, сообщат, насколько важны аргументы уважаемых комиссий и агентств, французской стороны для решения проблемы в целом.
Если Москва сегодня действует на основе необходимости глубокого анализа информации и стремления к мирному решению даже самых сложных проблем, в поведении Вашингтона и Лондона таких тенденций явно не наблюдается. Его представители, на случай провала нового американо-британского проекта резолюции, хотят обеспечить себе право на применение силы в отношении Ирака. Высокопоставленные представители США, а затем и Великобритании недвусмысленно заявили, что работу над резолюцией в Совбезе пора завершать и что, если она все же не завершится консенсусом, то право на применение силы без санкции ООН у Вашингтона и Лондона остается. "Соединенные Штаты во имя мира, будущей безопасности и свободы встанут во главе коалиции, чтобы добиться разоружения Ирака", в очередной раз заявил руководитель США.
Так к чему тогда лишние шаги на политической ооновской сцене? Может, стоило бы откровенно признаться в том, что удар по Ираку будет нанесен в любом случае?
Именно так и понимают сегодня в Багдаде смысл маневрирования и истинные замыслы Вашингтона и Лондона. Пересмотренный проект американо-британской резолюции по Ираку является объявлением войны не только Багдаду, но и самим Объединенным Нациям, он фактически развязывает Соединенным Штатам руки для силовой операции против Ирака. Так оценил этот проект в понедельник глава иракского МИД Ирака Наджи Сабри. Он, как всегда, заявил о готовности страны к отражению агрессии.
В свете текущей ситуации, складывающейся вокруг Ирака, нельзя ни обратить внимание еще на одно важное событие - там же, на арабском востоке. Ливия, упрекая Лигу арабских государств в пассивности в делах, связанных с урегулированием ближневосточной проблемы и ситуации вокруг Ирака, проинформировала эту организацию о своем намерении выйти из состава ЛАГ. Эта тема будет обсуждаться в ходе предстоящей в ближайшее время в Каире чрезвычайной встречи глав внешнеполитических ведомств стран-участниц этой организации. Очевидно, что в рамках этой встречи арабские государства будут вырабатывать общие позиции по данным проблемам. И, вряд ли, они будут отвечать текущим устремлениям Соединенных Штатов. В этой связи возникает еще одно, весьма серьезное опасение: как бы неукротимое желание Вашингтона начать войну против Ирака ни поставило бы мир на грань еще одного конфликта, а, может быть, и еще одной, более масштабной войны.