30 октября 2002 года. Российский президент Владимир Путин, отнюдь не желая вести переговоры с чеченскими повстанцами, закручивает все гайки, чтобы приструнить представителей мятежной республики Чечня.
Ему удалось убедить власти Дании 30 октября арестовать Ахмеда Закаева, помощника законно избранного президента Чечни Аслана Масхадова, которого в Москве больше не признают. Г-н Закаев прибыл в Копенгаген, столицу Дании, на Всемирный чеченский конгресс, который собрал сепаратистски настроенных политиков, ученых и прочих сочувствующих. Россия этот конгресс бойкотировала.
Российское правительство обвиняет г-на Закаева в оказании содействия террористам в разработке плана захвата московского театра на прошлой неделе, в результате чего погибли 117, по меньшей мере, заложников. Большинство из них были убиты газом, который бал закачан в здание российскими войсками.
Ожидается, что г-н Закаев предстанет перед датским судом в качестве первого шага процедуры его экстрадиции в Москву, где его будут допрашивать российские власти. Вместе с нападением на прошлой неделе г-на Закаева обвиняют в соучастии в ряде других террористических актов, совершенных в последние годы. Арест г-на Закаева последовал за двумя днями колких обменов между Москвой и Копенгагеном, в ходе которых россияне в какой-то момент обвинили своих датских коллег в "проявлении солидарности с террористами" путем разрешения проводить Всемирный чеченский конгресс.
Принимал ли г-на Закаев активное участие в захвате заложников в Москве, еще предстоит узнать. Но его арест служит явным признаком того, что мирные переговоры между Москвой и представителями мятежного правительства Чечни в нынешнем климате невозможны. Вместо смягчения своей позиции г-н Путин встал на тропу войны. Наряду со стремлением добиваться экстрадиции г-на Закаева, российские власти осуществляют жесткие меры против чеченцев у себя дома, арестовывая десятки сепаратистов и их сторонников.
В самом деле, г-н Масхадов и его сторонники рискуют оказаться отверженными мировым сообществом ввиду подозрений в том, что чеченский сепаратистский режим не только одобрил захват заложников, но и, возможно, принял активное участие в этой акции. Даже американские официальные лица, продолжающие подчеркивать, что следует стремиться к политическому решению чеченской проблемы, сегодня, кажется, верят, что г-н Масхадов "уже не является приемлемым собеседником". Полученная американцами информация заставляет считать, что он, возможно, поддерживает связи с Шамилем Басаевым, повстанцем, который причастен к целому ряду террористических нападений.
А тем временем врачи продолжают лечить более 240 бывших заложников, 16 из которых находятся в реанимационных отделениях. Большинство из них получили поражение в результате воздействия на организм газа, который использовался войсками для вывода из строя примерно 50 чеченских боевиков. Под давлением иностранных правительств Россия, наконец, сообщила мировой общественности название примененного при штурме газа - фентанил. Задержка с обнародованием названия газа и его неразборчивое применение повредили репутации г-на Путина и вызвали смятение как дома, так и заграницей.
Возмущение в связи с гибелью большого количества заложников омрачило день общенационального траура 28 октября. В сложившихся обстоятельствах обещание г-на Путина, что Россия не станет ни договариваться с террористами, ни уступать шантажу, показались многим неискренними. Существуют опасения, что другие чеченцы могут попытаться осуществить аналогичные нападения в будущем. Эта перспектива ужасает многих россиян. Безопасность в Москве и вокруг нее усилена.
Для г-на Путина Чечня стала своего рода персональным крестовым походом. В апреле он заявил, что военная фаза в этой республике закончена. Он переложил ответственность за охрану правопорядка в республике на Федеральную службу безопасности (ФСБ). Но, как указывают независимые наблюдатели, россияне по-прежнему теряют в Чечне до 100 человек в месяц убитыми. В августе повстанцы сбили военно-транспортный вертолет, в результате чего погибли 118 военнослужащих.
Партизаны продолжают тактику молниеносных налетов по принципу "Бей и беги". Они 29 октября сбили неподалеку от Грозного очередной российский вертолет, в результате чего погибли члены экипажа и пассажиры. Этот инцидент является еще одним признаком того, что в обозримом будущем боевые действия в Чечне не прекратятся.