Неожиданный арест чеченского представителя Ахмеда Закаева в Копенгагене вызвал в мире волну протестов политических сил самого различного толка. Как сообщают датские газеты, немедленного освобождения Закаева потребовали бывший государственный секретарь США Александр Хейг (Alexander Haig) и бывший советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский (Zbigniev Brzezinski), которые считают, что тот играет «главную роль» в деле мирного урегулирования чеченского конфликта.
Далее говорится, что требование Москвы выдать личного посланника президента Чечни Аслана Масхадова «похоронит все надежды на мир». Органы власти России аргументировали свое требование о выдаче Закаева тем, что тот принимал участие в подготовке террористического акта по захвату заложников в московском Театральном центре, а также участвовал в «вооруженном мятеже» и других преступлениях в Чечне в период 1996-1999 годов.
Общество по защите подвергаемых опасности народов из Геттингена назвало арест демонстрацией «бессилия перед угрозами Владимира Путина». «Такого не должно быть, чтобы главный виновник геноцида в отношении 80 000 чеченских детей, женщин и мужчин - президент Путин - заставлял арестовывать уполномоченного по вопросам достижения мира демократически избранного президента Чечни Масхадова на территории государства, которое является членом ЕС», - сказал президент организации Тильман Цюльх (Tilman Zuelch).
Заметно осторожнее высказался по этому поводу Герт Вайскирхен (Gert Weisskirchen) - член фракции СДПГ в немецком бундетсаге, ведающий внешнеполитическими вопросами. Он ушел от всякой оценки ареста, предпринятого датскими властями и назвал Закаева, с которым он разговаривал в прошлом году в Страсбурге лично, как человека, «до сих пор расположенного к насилию». Тем более, по его словам, надо приветствовать, что Закаев на конгрессе в Копенгагене категорически дистанцировался от террористического акта по взятию заложников в Москве. Политик от СДПГ исключает выдачу Закаева России, поскольку там, мол, не отменена смерная казнь.
В самой Дании газета "Politiken" подвергла арест Закаева критике, назвав этот шаг «коленопреклонением перед Кремлем». Большинство всех фракций оппозиционного толка в фолькетинге требует от правительства меньшинства во главе с праволиберальным главой кабинета Андерсом Фогом Расмуссеном (Anders Fogh Rasmussen) объяснений, почему еще на прошлой неделе без последствий в течение не одного дня оставались все попытки добиться выдачи, пока вдруг Закаев не оказался в ночь на среду арестованным.
Расмуссен охарактеризовал этот шаг как «совершенно нормальную полицейскую акцию», за которой нет политики. На это глава датско-чеченского общества Томас Биндесбел Ларсен (Thomas Bindesboel Larsen) ответил: «Весь ход событий более чем ясно указывает на то, что датское правительство уступило политическому давлению». Центральные датские газеты детально рассказывают, как Закаев в качестве посланника Масхадова, начиная с прошлого года, мог беспрепятственно курсировать между Францией, Великобританией, а также Данией, хотя российские органы уже тогда объявили его через Интерпол в международный розыск. В ноябре бывший актер, признанный всеми специалистами по Чечне как человек «умеренный», вел даже в Москве переговоры с представителем российского правительства.