- Пер, вы давно работаете в России, писали много о Чечне┘ Как вы оцениваете нынешнее развитие ситуации после захвата заложников в Москве, проведения чеченского конгресса в Копенгагене и затем задержание датской полицией Ахмеда Закаева? Судя по той информации, которая поступает из Копенгагена, там очень многие недовольны тем, что Закаева арестовали. Звучит мнение, что это было сугубо политическое решение, а не юридическое┘
- В отношении проведения этого конгресса, я считаю, что правительство Дании, с одной стороны, поступило правильно. Юридически оно не имеет право запретить проведение такого съезда. Никакой министр не может этого сделать. Даже королева не может, потому что так написано в конституции и в законах.
Другое дело, что это очень неудачно совпало с актом террора здесь в Москве и с днем траура. В этом смысле датское правительство могло бы проявить какую-то гибкость. Я уверен, что если наше правительство обратилось бы к организаторам и попросило бы отложить проведение съезда, они бы это сделали. Два дня назад я говорил с Сергеем Ястржембским (помощник президента России - Страна.Ru) об этом, и он сказал, что если бы так поступили, тогда ситуация была бы совсем другая, и таким образом они показали бы действительно свое понимание и сочувствие. Это надо было сделать, и в этом наше правительство ошиблось.
- А последовавший затем арест датской полицией масхадовского эмиссара Ахмеда Закаева рассматривается в Дании кем-то как шаг назад, уступка Москве с тем, чтобы как-то сбалансировать проведение Всемирного чеченского конгресса в Копенгагене?
- Конечно, в Дании есть люди, и политики, в том числе, и СМИ, которые считают, что это уступка России и что этого делать (арестовывать Закаева - Страна.Ru) не надо было. Но насколько мне известно, это все сделано по закону, все правильно. Датские власти действительно получили запрос об аресте из России. Но там, в нашей полиции была проблема, потому что полиция получила такую просьбу из России, но они молчали, они ничего не сказали правительству об этом. Три дня этот запрос лежал, и поэтому в правительстве ничего не знали о запросе из России, и это сейчас большой скандал.
- Каким образом получилось так, что запрос поступил, а в течение трех дней правительство о нем не знало?
- Вот в чем проблема и в чем скандал. Я думаю, что там какие-то полицейские проспали просто.
- Каковы сейчас оценки в Дании, в частности в датских СМИ, дальнейшей судьбы Закаева? Понятно, что ее будет решать суд, но все-таки уже наверняка даются юридические комментарии относительно возможности выдачи его России┘
- Поскольку подробности доказательств его вины, предоставленные Россией, пока не известны, я думаю, что юристы даже сейчас не могут сказать, каков будет результат. Но, по-моему, это будет очень и очень сложно - выдать Закаева России. Моя оценка такова, что его не выдадут.
- Почему?
- Потому что для этого требуются очень подробные доказательства, которых, по-моему, у России нет. Но это моя личная оценка┘
- Как, на ваш взгляд, скажется факт переноса саммита Россия - ЕС из Копенгагена в Брюссель и отмена визита Владимира Путина в Данию на российско-датских отношениях?
- Очень печально, и очень жаль, что Путин в Данию не приедет с официальным визитом, и что саммит пришлось перенести. Но я думаю, что это не повлияет на общий характер отношений┘ Сейчас, конечно, есть обострение, истерия такая дурацкая┘.
- В России или в Дании?
- В России. Но я думаю, что это ненадолго. Надеюсь, что ненадолго. И в Дании, во всяком случае, я думаю, что все готовы забыть этот неприятный момент и продолжить ту хорошую атмосферу, которая существует между Данией и Россией. 500 лет уже существуют дипотношения Дании и России┘ По-моему, все эти неприятности просто связаны с тем, что друг друга мы все-таки не очень хорошо понимаем.
Я хочу добавить, что очень печальные результаты. Но не только для отношений Дании и России, Евросоюза и России, которые, кстати, не портились, слава Богу. Самое страшное - что это очень печально для самой России и для Чечни. То, что мы сейчас видим в России - вот эта травля чеченцев везде, без законности - это ужасно. Милиционеры останавливают без причин, даже входят в дома людей и так далее - это просто кошмар, и этот кошмар и для чеченцев, и для России. Надо было сажать не невинных чеченских девочек, а тех милиционеров коррумпированных, которые допустили чеченцев в центр Москвы.
- В Дании, в частности в датских газетах, на телевидении и в общественном мнении, каким-то образом изменилось отношение к чеченской проблеме после захвата заложников в Москве?
- Я думаю, что как и везде. Этот теракт, конечно, страшный удар по России, по людям, которые погибли. Но это тоже страшный удар по чеченцам. И это, конечно, повысит понимание на Западе ситуации в Чечне. Но все равно большинство политиков, большинство граждан Дании и, я думаю, всей Европы считают, что надо как можно быстрее через переговоры с любыми фигурами найти какое-то мирное политическое урегулирование. Без диалога нельзя, силовой вариант не годится, потому что это будет продолжаться вечно.
- В России заявляют об отсутствии фигур, с которыми можно вести переговоры, среди чеченцев, среди тех чеченцев, которые ассоциируются с Масхадовым┘
- Придется с Масхадовым вести переговоры.
- То есть в Дании полагают, что Масхадов это та фигура, с которой можно говорить?
-Ну, надо использовать все возможности. Я считаю, что там много людей, ск которыми нужно говорить. Там же клановая система, и членов этих кланов надо привлекать, и различные чеченские диаспоры, и кадыровскую сторону. Надо со всеми сесть, поговорить, но не воевать.