- Вы не могли бы прокомментировать ситуацию с арестованным в Дании Ахмедом Закаевым, вопрос об экстрадиции которого решается именно сейчас?
- А что здесь, собственно, комментировать?
- Ну, хотя бы то, как он смог выехать за рубеж, находясь в розыске. Наверное, купил паспорт или въехал по поддельному?
- Возможно.
- Это первое и не самое главное. Потом ведь Закаева арестовали вДании, где после событий в Москве не отменили проведение Всемирного чеченского конгресса, а шенгенскую визу ему дали бельгийцы.
- И что?
- Как что? Дания сегодня председательствует в Евросоюзе, а в столице Бельгии Брюсселе находится штаб-квартира Евросоюза. Не очень это как-то здорово.
- Соответственно, нам нужно сделать лучшего качества паспорта, чтобы не подделывали или не выдавать за взятки настоящие паспорта. Это первое, а второе - нам нужно было эффективнее действовать в плане международного розыска до того, как он там начал шебуршиться.
- Да, но до того ведь не было в Москве этого безумного случая с захватом заложников?
- Запрос об экстрадиции не относится к безумному случаю.
- Но трагедия в Москве подтолкнула каким-то образом, очевидно, МИД РФ сделать заявление по конгрессу в Дании. Какое у вас отношение к тому, что Дания все же решила проводить конгресс?
- Дания уже не могла, не потеряв лица, отменить этот съезд, но для того чтобы не осложнять отношения с Россией, она посадила Закаева в кутузку. Вот и все, все нормально, все довольны.
- Вы считаете, что экстрадиция будет нормально проведена, что они все-таки нам выдадут?
- Неизвестно, выдадут они нам или не выдадут. Это будет зависеть еще и от качества предъявленных обвинений.
- Вроде бы, как высказался министр иностранных дел Игорь Иванов, там достаточно обвинительных материалов.
- Я не читал их. Если обвинения они будут считать таковыми, то, я думаю, выдадут. Что мы с ним будем делать, это следующий вопрос.
- А вся эта история с Закаевым, с Бельгией и с Данией не повредит отношениям Евросоюза с Россией?
- Некоторую легкую тень бросит, но сильно не повредит. Вообще говоря, Евросоюз сейчас обороняется. Он ошибся.
- В таком случае Россия набирает очки?
- Да, скорее мы получили очки, и можем за это требовать еще дополнительных. У нас наступательная позиция, а не у них. У них позиция необъяснима.
- Как вы считаете, в будущем с учетом трагедии в Москве и случая с Закаевым, как последствия этого, как будет относиться Запад к Чечне? Будет ли он по-прежнему подходить с двойными мерками?
- Часть будет в меньшей степени подходить с двойными мерками, а другая часть будет пытаться по-прежнему подходить с двойными мерками, хотя это будет им теперь делать труднее. Проблема получается опять же не в Западе. Запад может говорить все, что угодно, но они просто чего-то говорят, не применяя никаких санкций для успокоения своей политической корректности. И это производит порой комическое впечатление. Проблема в том, что нам самим, а не Западу каким-то образом надо решать проблему Чечни.
- Мы будем ее решать теперь политическими способами или, наоборот, ужесточим военное присутствие?
- Я надеюсь, что после очередной вспышки и возможной мести все-таки будем пытаться решать политическими способами. Но вопрос, какими политическими способами. Окружить колючей проволокой, пустить через нее ток - это тоже политический способ. Главное, что нужно искать эти способы, совершенно очевидно, что после 10 лет войны, там найдется достаточное количество людей, которые будут хотеть продолжать эту войну.
- А антитеррористическая коалиция? После всего, что случилось в Москве, она будет уже более четко оформлена?
- Я думаю, что в данной ситуации то, что случилось, будет содействовать тому, что Россия более тесно примкнет к этой антитеррористической коалиции, чем прежде.
- Это будет антитеррористическая коалиция под эгидой США или под эгидой ООН все-таки?
- Это неуместный вопрос.
- Но все-таки?
- Это может быть коалиция формально под эгидой ООН, но реально все-таки под эгидой США. Она может быть под эгидой НАТО в каком-то случае, но реально это опять будут США. Это может быть под эгидой СНГ, но реально это будет Россия. Все будет решаться в зависимости от тех обстоятельств, с которыми мы будем сталкиваться.