Все давно позади: переписчики, в большинстве своем студенты, которые в течение восьми дней делали «моментальное фото России», сидят снова в аудиториях, счетчики заносят данные в компьютеры. Первые результаты переписи населения должны быть опубликованы в марте.
Однако теперь можно твердо делать вывод о постоянной убыли численности населения. На 1-е сентября в Российской Федерации жили, согласно официальной статистике, 143,4 миллиона человек, в 1993 году их было 147 миллионов. Странным образом, но более точных данных были вынуждены дожидаться только Москва и мятежная республика Чечня. Тот факт, что количество чеченцев, несмотря на почти 200 000 убитых в ходе войне и добрые полмиллиона беженцев, якобы увеличилось за последние двенадцать лет на 30 000 человек, подвергается критике как «грубая фальсификация» в штаб-квартире «Общества по вопросам народов, находящихся в опасности» в Геттингене.
О стремительном росте численности населения - впрочем, реальном - сообщила также Москва, где по данным последней переписи 1989 года проживало 8,6 миллиона человек. Теперь - свыше десяти миллионов человек, но и эта цифра, видимо, сильно занижена: эксперты называют цифры, по меньшей мере, в двенадцать, другие - в пятнадцать миллионов человек. Чиновники, ведающие социальными вопросами, опасаются, что подобная неточность характерна и для других 87 регионов. Между тем, эксперты уже заранее предсказывали крупную неудачу. И были правы. По официальным данным, только в Москве перепись бойкотировали 600 000 человек. Реальная цифра может быть выше.
Многие хотели своим бойкотом обратить внимание федерального правительства и местных органов власти на невыносимые условия жизни. В Сибири и на Дальнем Востоке без отопления и горячей воды, а иногда даже без электричества и газа оказались из-за долгов местных органов власти, несмотря на сильный холод, целые поселки. К этому следует добавить, что народ воспринимает перепись не лучше, чем стихийное бедствие. Во время второй всероссийской переписи в 18-м столетии Екатерина II так и не смогла заставить уточнить даже приблизительно истинное количество подданных, проживавших в Санкт-Петербурге. Виной этой беды была, очевидно, первая перепись населения, проведенная еще в 13-м столетии. Она проводилась с целью оценки возможного поступления налогов и по приказанию монголов, чьим почти 300-летним господством в России среднестатистический Иван оправдывает до сих пор не только все проблемы матушки-Руси, но и слабые места своего характера. При Советах же в семи переписях, проводившихся при них, принимали участие 99,9 процентов жителей, так как сопротивление подавлялось железной рукой.
Со смешанными чувствами эксперты рассматривают также данные, связанные с политикой в отношении семьи и национальными меньшинствами. В первом случае - потому, что у мужчин в мусульманских республиках на Волге и на Северном Кавказе часто бывает по несколько жен. Это специфика не была учтена в вопросниках, составленных с учетом существующего гражданского права. Дагестанский крестьянин хотел знать от переписчика, какую из жен он должен указать. Но тот и сам не знал, и тогда они договаривались, что вносить в опросный лист надо самую любимую жену. Другие две жены и их дети оставались за рамками переписи. Говорят, что Государственный совет - коллективный президиум в столице республике Махачкала - принял эту информацию к сведению настоящим хохотом. Но смех этот может встать для четырнадцати господ - представителей крупнейших этносов в многонациональной республике Северного Кавказа - поперек горла: представители малых народностей, которых во время переписи 1937 года по указу Сталина сделали аварцами, сейчас признали себя по своей настоящей национальности. Среди них и анди, встречающие непрошеных гостей с ятаганами, а тех, в ком видят друга, - с большим гостеприимством. А их 30 000 душ, то есть значительно больше, чем тех, чьи представители сидят в Государственном совете.
С народами, считавшимися давно вымершими, конкурируют и такие, которые до сих пор в России были неизвестными. Многие сотни людей назвали себя, отвечая на вопрос о национальности, «хоббитами» или «эльфами». На Южном Урале в некоторых деревнях большинство уже составляет община поклонников Джона Толкиена - John Tolkien - ("Властелин колец").