Перед началом саммита Москва напомнила о своем возмущении позицией Дании по чеченской проблеме и проведением там Всемирного чеченского конгресса, что, собственно, и стало причиной переноса встречи из Копенгагена в Брюссель. "Проведение в Копенгагене накануне саммита Россия-ЕС, в день траура в России по погибшим заложникам, "Всемирного чеченского конгресса", в котором приняли участие лица, причастные к терактам в Москве и в других регионах России, а также необходимость отделить субстантивный диалог с ЕС от наносных, преходящих элементов, привнесенных датским председательством, стали причиной переноса места проведения саммита Россия-ЕС из Копенгагена в Брюссель", - заявили Стране.Ru высокопоставленные дипломатические источники в российской столице.
Безопасность и борьба с терроризмом
Как бы то ни было, трагедия "Норд-Оста" и последовавшие затем дипломатические споры по поводу международного аспекта чеченской проблемы внесли существенные коррективы в повестку дня брюссельского саммита. И если до захвата заложников в Москве главным вопросом встречи РФ-ЕС была проблема Калининградской области, то теперь на первый план выдвигаются вопросы усиления сотрудничества Россия-ЕС в борьбе с терроризмом, в области безопасности, ускорения реализации планов создания общего правоохранительного пространства.
В Москве рассчитывают, что на саммите удастся определить пути усиления взаимодействия с ЕС на антитеррористическом направлении, в том числе по перекрытию каналов финансовой и иной подпитки чеченского терроризма.
Особую актуальность приобретает наполнение конкретикой партнерства в сфере внешней политики и безопасности с учетом динамики развития общей внешней политики и политики в области безопасности ЕС и ее оперативной составляющей - Европейской политики в области безопасности и обороны. Эта тема в контексте борьбы с международным терроризмом и укреплением общеевропейской и мировой безопасности будет звучать весьма громко в ходе брюссельского форума. Стоит напомнить, что сам Евросоюз еще не до конца сформировал свой единый взгляд на перспективы развития собственной программы безопасности, и можно сказать, находится сейчас в состоянии поиска. А поиск - это открытость к идеям, в том числе и идеям сотрудничества в данной области. Россия в этой связи настроена весьма позитивно и готова к обмену мнениями и совместным решениям. А потому в Москве выступают за придание сотрудничеству в этой сфере устойчивого и долгосрочного характера на основе взаимной выгоды, в интересах укрепления международного мира и стабильности, развития ключевых элементов новой архитектуры евробезопасности.
"Силовые" блоки проблем этим не ограничатся. Кроме военно-политических значительное внимание будет отведено вопросам юстиции и борьбы с преступностью, сотрудничеству правоохранительных органов РФ и ЕС. В этой сфере, как отмечают источники Страны.Ru, "идет формированию устойчивых механизмов противодействия терроризму и трансграничной преступности". Встречи министров юстиции и внутренних дел России и стран Евросоюза на регулярной основе (последняя состоялась 5 ноября в Москве) становятся одним из таких механизмов, которые определяют приоритеты и обеспечивают координацию на пути создания общего правоохранительного пространства. На повестке дня стоит подготовка соглашения о сотрудничестве между МВД России и Европолом.
Расширение Евросоюза и Калининград
Расширение ЕС в сочетании с предстоящими изменениями в функционировании механизмов Евросоюза - объект особого внимания России. Развитие Евросоюза, которое во многом будет определять новое лицо Европы, как считают в российском руководстве, не должно вести к возникновению новых разделительных линий, игнорированию интересов третьих стран. Трансформация ЕС неизбежно потребует внесения корректив и в механизм партнерских отношении между Россией и Евросоюзом в целях постепенного углубления интеграции.
На фоне позитивного развития в отдельных секторах сотрудничества не происходит существенного продвижения по вопросам, связанным с озабоченностями России в контексте расширения ЕС. Принципиальная позиция Москвы заключается в том, что необходимо как можно скорее начать переговоры с Евросоюзом и с присоединяющимися к нему странами, цель которых - комплексное рассмотрение и снятие российских озабоченностей. В противном случае этот вопрос может стать одним из препятствий на переговорах по распространению на новых членов Евросоюза Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС.
Особое место на саммите займет обсуждение проблематики жизнедеятельности Калининградской области в контексте расширения ЕС. В Москве по-прежнему исходят из того, что при выработке компромиссного решения по транзитным вопросам должны быть учтены не только требования ЕC и Литвы, но и законные интересы российских граждан, имеющих право на беспрепятственное сообщение между основной территорией России и Калининградской областью. Речь идет в первую очередь о сохранении безвизового режима транзитных железнодорожных поездок граждан России в Калининградскую область и в обратном направлении через Литву.
И в этой связи нахождение взаимоприемлемых решений проблем жизнеобеспечения Калининградской области должно стать индикатором реального партнерства РФ и ЕС, желания европейской стороны учитывать интересы Москвы не только на словах, но и на деле.
Экономика
В соответствии с обещанием со стороны ЕС, сделанным в ходе майской встречи в верхах в Москве, признать рыночный статус России в Москве ожидают от саммита в Брюсселе подтверждения о внесении соответствующих изменений в законодательство Евросоюза по мерам антидемпинговой защиты. К сожалению, первые оценки таких изменений, о которых было объявлено в минувший четверг, свидетельствуют о возможности сохранения дискриминации в отношении российских экспортеров энергоемкой продукции в ходе антидемпинговых расследований в случае, если они будут базироваться на существующей разнице внутренних и экспортных цен на энергоносители. Примеры этого уже есть, что вызывает озабоченность российской стороны, поскольку такой подход ведет к игнорированию естественных конкурентных преимуществ экономики России и продолжению протекционистской политики со стороны ЕС. В Москве, как подчеркнули высокопоставленные собеседники Страны.Ru, полагают, что "характер партнерских отношении между Россией и ЕС требует признания рыночного статуса России в полном объеме без каких-либо изъятий, создавая тем самым условия для дальнейшего расширения наших торгово-экономических связей".
Гораздо больше оптимизма внушает энергетический диалог Россия-ЕС. В Москве будет открыт Центр энергетических технологий, создание которою предусмотрено в рамках энергетического партнерства Россия-ЕС. На саммите предполагается одобрить очередной (третий) Обобщающий доклад по энергодиалогу
Достигнут и определенный прогресс по формированию концепции общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). В рамках реализации рабочего плана формирования ОЕЭП независимыми российскими экспертами подготовлены исследования по концептуальным аспектам ОЕЭП, бухучету и аудиту, стандартизации и техническому регулированию алюминиевой промышленности. Исследование экспертов Комиссии ЕС показало, что создание ОЕЭП на базе широкого соглашения о зоне свободной торговли между Россией и ЕС благоприятно скажется на росте благосостояния обеих сторон.
Международная политика
Естественно, Владимир Путин и другие участники саммита не обойдут вниманием кризисные точки международной политики, в первую очередь - Ирак, Афганистан, Ближний Восток. Иракская тема, как наиболее острая, сейчас получила особую актуальность ввиду принятия наконец согласованной резолюции СБ ООН, из проекта которой при активном давлении на США со стороны России, Китая, Франции и, кстати, многих других стран ЕС, например, Германии, удалось исключить положение об автоматическом применении силы против Багдада в случае возникновения препятствий перед международными инспекторами. Наверняка, по итогам саммита будет заявлено об общей позиции России и Евросоюза о приверженности политико-дипломатическим, а не силовым методам урегулирования кризиса. Скорее всего, это найдет отражение в совместном заявлении, которое планируется принять по итогам дискуссии на саммите по международным проблемам.