- Анатолий Алексеевич, как Вы оцениваете итоги 16-го съезда КПК? Что наиболее характерно для этого съезда?
- Любой съезд КПК - это, конечно, большое событие для Китая. Для 16-й съезда характерно то, что он подвел итоги более, чем десятилетнего, динамичного развития КНР, превращения его в мощное, стабильное государство. На съезде произошла смена поколений в руководстве партии. Заложены хорошие основы для динамичного развития страны на ближайшую перспективу. Политика, проводимая компартией Китая, доказала свою состоятельность. Обращу внимание в связи с этим съездом на тот факт, что партия весьма эффективно реагирует на новую реальность, на все новые вызовы, которые возникают перед Китаем, и принимает, в общем-то, выгодные для динамичного развития Китая решения. Весьма интересно то, что съезд утвердил предложение Цзян Цзэминя о приеме в партию предпринимателей.
- Что это означает для жизни китайского народа?
- Это означает, что частнособственническая идея будет каким-то образом направляться в русло, выгодное для всего населения Китая. Такое нововведение, мне кажется, весьма перспективным. Бесконтрольный частный сектор может нанести вред проведению эффективной социальной политики страны, может увеличить разрыв между богатыми и бедными.
- Скажите, а не рискует ли при этом партия, не расшатают ли ее изнутри?
- Риск, конечно, есть. Но в условиях развития тенденций либерализации в мире, такая линия на ближайшую перспективу представляется верной. Она четко увязана с тенденциями текущего мирового развития. Кроме того, ее правильность подтверждена многочисленными историческими примерами.
- Что эта политика может принести Китаю?
- Мне представляется, что благодаря этой новизне, этой инициативе (а за ней могут последовать и другие новшества) Китай может выйти на создание общества западноевропейского типа с китайской спецификой. Особенностью этого процесса является активное участие в нем китайской компартии. Но риск полного сползания к либерализации все же есть. Впрочем, он есть при реализации любых решений.Но идея «трех представительств» в партии (рабочих, крестьян и предпринимателей) - это очень интересная находка, и она кажется весьма перспективной.
- Вы полагает, что большинство китайцев поверили в возможность эффективного развития под руководством компартии.?
- Именно, так. Сегодня китайцы уверены в своем будущем. Ежегодные темпы прироста ВВП составляют 7-8 процентов. КПК по-прежнему уделяет большое внимание социальным проблемам. А они есть, и особенно остро ощущаются в западных районах страны. Но уже и там началась реализация программ ликвидации бедности. А в этой области у китайцев весьма значительные успехи. Это заслуга Китая, в том числе и компартии. Китайцы в нее поверили.
- В чем Вы видите главную заслугу Цзян Цзэминя?
- После известных событий на площади Тяньаньмынь, когда китайские студенты вышли, чтобы протестовать против политики КПК, прошло 13 лет. За этот недолгий срок Цзян Цзэминю удалось добиться того, чтобы современная молодежь вновь поверила в коммунистическую партию. Успехи в социально-экономической сфере убедили китайцев в правильности политики партии.
- Как Вы полагает, останется ли прежним внешнеполитический курс КПК при новом преемнике Цзян Цзэминя - Ху Цзиньтао?
- Думаю, что да. Останется прежним: и по вопросам мировой стабильности, и в отношении азиатских стран, и в отношении России. Сегодня Китай пользуется большим авторитетом как среди развивающихся стран, так и вообще во всем мире. Нет оснований для сомнений в том, что новое китайское руководство пойдет другим путем.
- Как Вы оценивает перспективы развития в Китае демократических процессов?
- Они будут развиваться параллельно с развитием экономики и социальной сферой, с преобразованиями в сфере управления.
- Вы не связываете более широкие возможности развития демократических процессов с личностью Ху Цзиньтао?
- Я пока не могу исчерпывающе охарактеризовать Ху Цзиньтао, но при этом все же считаю, что развитие демократии, прежде всего, зависит от экономических условий, экономических факторов. По мере развития экономики и улучшения положения народа, конечно, будут меняться и какие-то представления о демократии, о ее формах. Кроме того, не стоит забывать, что руководство компартии - это коллективное руководство. В нем четко прослеживается дух команды. В Китае созданы такие механизмы, которые не допускают смены курса со сменой руководителя. Я думаю, что Ху Цзиньтао продолжит курс Цзян Цзэминя, во всех сферах. В том числе и в отношении России.