Чеченские террористы каждый день проявляют свое истинное лицо. Как известно, в среду вечером на трассе Грозный - Надтеречное были похищены двое сотрудников Международного комитета Красного креста. Примечательно, что это похищение было предпринято опять в тот момент, когда после встречи представителей чеченской диаспоры с российским президентом появились надежды на стабилизацию обстановки в Чечне и политическое урегулирование чеченской проблемы. Совершенно очевидно, что эта акция была проведена террористами с целью срыва процесса нормализации.
Еще одно, важное для понимания сути и масштабов международного терроризма - это очередное выступление неуловимого Усамы бен Ладена, в котором лидер боевиков цинично заявил о своей поддержке недавних кровавых терактов на острове Бали, у берегов Йемена, в Москве и других точках мира. Бен Ладен угрожал миру новыми терактами. Вряд ли стоит сомневаться, что террорист #1 выполнит свои обещания. Именно поэтому сегодня как никогда требуется твердая сплоченность всех антитеррористических сил. В этой ситуации применение двойных стандартов к проблеме терроризма, нарочитое отделение действий террористов в Чечне от активности международных террористов в других регионах мира, недооценка угрозы со стороны чеченского терроризма весьма опасны не только для России, но и для всего мира. Оно может привести к активизации террористической деятельности, к провалам в подготовке адекватных ответов на эти вызовы. Никак нельзя исключать и разрастания масштабов терроризма вплоть до Западной Европы.
На недавнем саммите Россия-ЕС российский президент еще раз попытался убедить в этом европейских партнеров. И хотя российская сторона констатирует некоторые подвижки в осознании Европой опасности складывающейся ситуации, до умов всех европейских политиков доводы главы российского президента еще не дошли. Об этом, в частности, свидетельствует затягивание датскими властями решения вопроса о выдаче российской стороне представителя чеченских боевиков Ахмеда Закаева, призывы некоторых европейских стран к российским властям начать политический диалог с Асланом Масхадовым, причастность которого к международному терроризму уже не вызывает сомнений. Она доказана данными российских спецслужб и подтверждается характером текущей активности боевиков, в том числе и против представителей международных организаций, а также телевизионными откровениями самого бен Ладена.
Последние угрозы Усамы бен Ладена должны заставить задуматься тех на Западе, кто придерживается двойных стандартов в отношении чеченских террористов. Такое мнение высказал сегодня в Париже министр обороны России Сергей Иванов. "Мне кажется, что это заявление о связях между терактами в различных регионах мира, в том числе в Москве, должно больше повлиять не на Россию, а на тех деятелей на Западе, которые продолжают делать вид, что в Чечне находятся борцы за свободу, повстанцы, а все остальные, в том числе те, кто взрывает французские танкеры или убивают иностранных граждан в Пакистане, это действительно террористы", - сказал глава российского оборонного ведомства. Он подтвердил, что международные террористические структуры находятся в Чечне, в Грузии, в Афганистане и некоторых других странах. "Они находятся там, где им удобно находиться, где их не преследуют. В последние пять-шесть лет Чечня была одним из этих мест», - отметил Сергей Иванов.
Безусловно, позитивным развитием международной ситуации, является постепенная трансформация позиции НАТО по чеченской проблеме в сторону более глубокого понимания действия федерального центра в Чечне. Впервые оно проявилось во время теракта в Москве, на Дубровке, и затем в ходе недавней встречи Владимира Путина с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном, по итогам которой глава российского государства выразил Робертсону признательность за поддержку народа России, оказавшегося в тяжелой ситуации в связи с террористическим актом в Москве.
На встрече с Путиным Джордж Робертсон заявил: "Стало совершенно ясно, что в Чечне активно действуют и международные террористы". "НАТО и страны этого блока всегда говорили, что долгосрочное решение проблемы борьбы с терроризмом лежит не только в политической, но и в военной сферах", - подчеркнул генсек НАТО.
"Такая солидарность показала, что «двадцатка» Россия-НАТО - инструмент, который способен укреплять политическую волю, ресурсы России и Североатлантического альянса для достижения мира и стабильности", - заявил глава российского государства на совместной пресс-конференции с генеральным секретарем НАТО.
Западные дипломатические источники Интерфакса в этой связи отмечают, что НАТО по принципиальным соображениям занимает более мягкую, чем Евросоюз, позицию по чеченскому вопросу. В НАТО исходят из того, что решение чеченской проблемы будет найдено не вне, а в самой России. В Брюсселе признают, отмечает источник, что "конфликт в Чечне имеет отношение к проблеме международного терроризма, "Аль-Каиде" и Афганистану в бытность правления там талибов". Источник подчеркнул, что позиция НАТО по чеченскому вопросу вполне ясна, и ее вкратце можно свести к трем позициям: "Россия вправе защищать свою территориальную целостность, и НАТО в этом ее поддерживает; все конфликты в конце концов решаются не военным, а политическим путем; в военном конфликте надо соблюдать права человека". Здесь просматривается некоторый отход от тех заявлений, которые сделал накануне Робертсон, некая корректировка его слов.
Конечно, права человека надо соблюдать. И российские власти активно работают на этом направлении. И именно поэтому сегодня идут судебные разбирательства фактов нарушения прав человека российскими военнослужащими, действовавшими в Чечне. Увы, реальные жесткие условия войны не всегда дают военным время для принятия правильного решения и возможность преодолеть ненависть к врагу. Подобные ошибки случаются в каждой армии, участвующей в боевых действиях. Достаточно вспомнить бомбардировку свадебной процессии самолетами американских ВВС в Афганистане. Но американский закон прощает своим гражданам такие ошибки.