Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Россия может вступить в НАТО

На своем саммите в четверг и пятницу НАТО выдаст приглашения вступить в эту организацию ряду новых стран. России среди них нет

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия не проводила необходимой кампании за свое вступление в НАТО. Другие страны все проводили свои кампании. Другие туда вступают. Россия - нет. Из этого следует извлечь практический урок. Поскольку российское правительство не может себе позволить проводить кампанию за вступление в НАТО, обязанность приложить главные усилия ложится на плечи неправительственной российской элиты - ученых, аналитиков, представителей средств массовой информации.

Айра Строс является американским координатором Комитета по Восточной Европе и России в НАТО, созданного в 1992 году. Статья написана специально для Страны.Ru и ИноСМИ.Ru

На своем саммите в четверг и пятницу НАТО выдаст приглашения вступить в эту организацию ряду новых стран. России среди них нет. Не числится Россия и в списке стран, вопрос о приеме которых в НАТО будет рассматриваться на следующем этапе расширения.

Для того чтобы попасть в список и избежать изоляции, России придется сделать то, что уже сделала всякая другая страна в Восточной Европе: продолжать сотрудничество с НАТО, а тем временем начать кампанию за собственное включение. Каждая из стран-кандидатов должна была преодолеть целую серию аргументов в НАТО против ее включения - аргументов, которые перекрывают весь диапазон, от глубоко укоренившихся предубеждений и малозначимых неправильных представлений до действительных забот. России придется преодолеть такую же большую серию аргументов, включая еще большее количество предубеждений и неправильных представлений.

России нужно будет начинать с понимания действительных причин, почему ее не включили в список, а не попытались отодвинуть на обочину посредством пустяковых придирок. Ей придется задуматься над реальными проблемами и найти им решения - даже если это может показаться задачей для НАТО. Ей также придется ответить на пустяковые аргументы и продолжать терпеливо отвечать на них снова и снова, пока народ повсюду на Западе не поймет, что они пустяковые. Это может показаться неприятным, но другим восточноевропейцам всем пришлось делать то же самое.

Другим было проще проводить кампанию за свое вступление в НАТО, поскольку их политические элиты были в основном едины в своем стремлении присоединиться к Западу. Правительствам в России, где имеется сильная антизападная оппозиция, было труднее. Для великой державы было унизительным просить о приеме в члены НАТО или терпеливо отвечать на аргументы против себя. Оппозиция постоянно обвиняла их в том, что они пытаются продаться НАТО. И казалось слишком уж вероятным, что после униженной просьбы и уплаты политической цены Россия может услышать еще одно "Нет", которое оставит ее вне НАТО.

В НАТО существовали некоторые предубеждения против Центральной и Восточной Европы, и еще больше предубеждений против России. Другие преодолевали подобные предубеждения постоянным разубеждением. Но значительная часть западной элиты все еще поднимает на смех идею включения России, говоря, что НАТО всегда оправдывала свое существование тем, что у нее был враг в лице России, и, следовательно, приняв к себе Россию, утратит смысл своего существования.

Значительная часть российской публики верит в то же самое. Этот взгляд, возможно, базируется на исторической амнезии - в действительности НАТО является продолжением атлантического альянса двух мировых войн, альянса, который вовсе не был задуман как враждебный России и который всегда был готов расшириться путем включения в свой состав бывших противников - но данный факт не делает этот альянс менее значимым.

Таким образом, и в Брюсселе, и в Москве существуют неоднозначные мнения по поводу идеи пребывания России в НАТО, основывающиеся отчасти на привычке времен "холодной войны", отчасти на забывчивости и ложной исторической перспективе. С обеих сторон имеются крикливые оппоненты этой идеи. Антинатовские силы в Москве и антироссийские силы в Брюсселе играют символическую роль в деле сбивания любых пробных шаров. И, предугадывая преграды, немногие люди испытывают желание рисковать, начиная серьезный диалог по данному вопросу.

Основная часть российской элиты была бы рада вступить в НАТО, но боится говорить на эту тему. Этот вывод стал результатом дискуссий, которые возникали среди российской элиты всякий раз, когда этот вопрос ставили Ельцин и Путин: их унижало отсутствие благоприятной реакции Запада, а внутренняя политическая цена была слишком велика.

Российская публика амбивалентна в вопросе о вступлении в НАТО. Ее легко можно заставить разозлиться на НАТО, которая до недавнего времени была врагом, но она также может последовать за элитой в НАТО, если эта элита сможет последовательно ее туда вести. Но правительство не способно вести народ последовательно, политическая цена этого слишком высока.

И в этом-то и есть камень преткновения.

Россия не проводила необходимой кампании за свое вступление в НАТО. Другие страны все проводили свои кампании. Другие туда вступают. Россия - нет. Из этого следует извлечь практический урок. Поскольку российское правительство не может себе позволить проводить кампанию за вступление в НАТО, обязанность приложить главные усилия ложится на плечи неправительственной российской элиты - ученых, аналитиков, представителей средств массовой информации.

Дело это совсем не безнадежное. Значительное большинство американского народа благоприятно относится к идее включения России в НАТО: в ходе опросов число сторонников вступления составляло от 51 до 65%, тогда как противников вступления было всего 29-41%.

Западная элита более осторожна, но после 11 сентября она стала заинтересованной в России как в союзнике. Первый серьезный диалог внутри НАТО по поводу интеграции России имел место в конце 2001 года. Он привел к образованию Совета НАТО-Россия как промежуточного шага, который отражает амбивалентность западной элиты, но, тем не менее, открывает новые перспективы.

Есть силы, которые могут помочь России стать членом НАТО: американская общественность, основная часть российской элиты, симпатизирующие части западной элиты. Нужно будет предпринимать последовательные усилия, чтобы объединить эти силы и активировать их. Они должны будут поставить этот вопрос на публичное обсуждение. Они должны будут отвечать, раз за разом, на все возражения, которые будут выдвигаться против этой идеи. Им придется провести этот процесс через серию компромиссов и недостаточных достижений, в то же время никогда не поддаваясь разочарованию. Им придется терпеливо разъяснять народу, почему нужно год за годом добиваться своего все более настойчиво, им придется объяснять, какой ущерб был нанесен тем, что этот вопрос не был решен в предыдущем году, и рассказывать о цене любой дальнейшей задержки с его решением.

Если они это сделают, двери постепенно раскроются, и Россия войдет внутрь.