Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия и не пытается войти в НАТО ни с парадного, ни с черного хода

"Двадцатка" создана для того, чтобы вместе бороться с терроризмом и другими угрозами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Министр иностранных дел России Игорь Иванов отправляется в Прагу на заседание Совета Россия-НАТО, которое пройдет в пятницу. В интервью Стране.Ru официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко рассказал о том, каковы задачи российской делегации на встречах в Праге.

- Министр иностранных дел Игорь Иванов едет на заседание Совета Россия-НАТО в Прагу. Как известно, натовцы хотели бы видеть там Владимира Путина. Но в связи с тем, что Россию не устраивает ряд решений, которые будут приниматься на пражском саммите, в частности по расширению НАТО, президент на саммит не поехал. Возникает вопрос, в чем смысл поездки Игоря Иванова и каковы его задачи?

- Прежде всего должен сказать, что министр иностранных дел России едет в Прагу по поручению президента. Он примет участие в заседании Совета Россия-НАТО. Этот Совет был создан в мае, вы помните, принималась Римская декларация, и главная задача этого Совета попытаться найти ответы на новые угрозы и вызовы.

В чем они состоят? Прежде всего это борьба с международным терроризмом, второе - это нераспространение оружия массового уничтожения, третье - это оргпреступность, борьба с наркотиками, с наркотрафиками, что является по большому счету питательной средой для терроризма. И вот все эти вопросы будут обсуждаться на заседании Совета Россия-НАТО.

Почему мы сейчас будем обсуждать эти вопросы? Просто прошло уже полгода со времени работы Совета, и я должен сказать, что за это время достигнуто большое количество неплохих результатов. Проведены совершенно конкретные мероприятия, и сейчас важно подвести итоги, наметить определенные задачи на будущее. Вот эти все вопросы будет обсуждать и министр иностранных дел в Праге, т.е. все то, что отвечает нашим интересам. А мы считаем, что нашим национальным интересам отвечает борьба с этими новыми угрозами и вызовами.

Но кроме этого, разумеется, министр примет участие и в заседании Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП), а также запланированы его встречи с его коллегами - министрами иностранных дел других стран, в том числе и встреча с госсекретарем США Колином Пауэллом. Вы знаете, что в ближайшее время планируется краткая поездка Джорджа Буша в Россию, и я думаю, что помимо широкого круга международных проблем министр также обсудит и вопросы, связанные с подготовкой этой поездки Буша в Россию.

- Уже известно, что одной из центральных тем помимо собственно натовских дел в Праге будет Ирак, в том числе, вероятно, в контактах Игоря Иванова. Скорей всего министр заострит эту проблему в диалоге с Колином Пауэлом в преддверии саммита Путина и Буша. Какие позиции сейчас в новых условия, в условиях работы резолюции Совета Безопасности, будет отстаивать Россия?

- Я думаю, что иракская тема будет звучать достаточно активно во всех двусторонних контактах, потому что сейчас мы вышли на этап выполнения резолюции 1441 Совета Безопасности. Вы слышали, что в Ираке уже побывал господин Бликс и генеральный директор МАГАТЭ господин эль-Барадеи, т.е. по большому счету начало инспекционной деятельности уже положено, в ближайшее время мы ожидаем прибытия инспекторов, и сейчас главная задача для всех - это то, чтобы инспекционная деятельность прошла в Ираке нормально и были доложены соответствующие результаты Совету Безопасности. Поэтому иракская тема, разумеется, так или иначе будет находиться в центре внимания бесед и в Праге, да, впрочем, и в других местах.

- А не станет ли проблема участившихся обстрелов самолетами США и Великобритании иракской территории, севера и юга Ирака, и ответных действий иракских ПВО тем камнем преткновения, который может поссорить, скажем, членов Совета Безопасности в вопросах трактовки резолюции? Есть ли это достаточное основание для начала применения силы против Ирака или нет?

- Я не думаю, что это может поссорить постоянных членов Совета Безопасности, да и других членов Совета Безопасности. Объясню почему. Россия и другие страны всегда имели свою точку зрения на определенные вопросы. Применительно к бесполетным зонам мы всегда говорили (причем это говорили не сегодня, мы это говорили и раньше) о том, что эти зоны никогда не устанавливались Советом Безопасности. Эти бесполетные зоны были установлены Великобританией и Соединенными Штатами совершенно в одностороннем порядке, поскольку никаких решений на этот счет Совет Безопасности не принимал. Эта точка зрения нами неоднократно излагалась. Кстати, несколько дней назад по этому поводу высказывался также и генеральный секретарь ООН. Сегодня я слышал комментарии официального представителя госдепартамента США, он говорил, что они этот вопрос пока не собираются поднимать, и это не станет камнем преткновения.

Но мы имеем свою позицию, и эту позицию мы излагали неоднократно, и мы исходим из того, что вот эти бесполетные зоны никогда не утверждались и не принимались Советом Безопасности. В целом я могу сказать, что ведь в Совете Безопасности каждая страна имеет свою точку зрения, не обязательно, что все должны выступать по всем мелочам и по всем вопросам с одних позиций. Главное это то, что мы едины в принятии резолюции 1441, главное, что сейчас в Ираке начинается инспекционная деятельность, и главное то, что вот этот процесс - резолюция 1441 - запущен. Да, могут быть какие-то различные представления и расхождения в точках зрения, но это совершенно нормальный процесс. Мы будем свою точку зрения, естественно, и отстаивать, и аргументировать, и готовы, естественно, обсуждать ее в Совете Безопасности. Но еще раз подчеркну, что речь не идет о каких-то противоречиях, речь просто идет о точке зрения, которую мы имеем на эту проблему, которую, кстати, разделяют и другие страны.

- Давайте вернемся к вопросам отношений России и НАТО. Здесь в общем-то точки многие уже расставлены, Россия продолжает воспринимать расширение НАТО и включение туда балтийских стран, в том числе, как ошибку, но повторяет, что у нее, естественно, нет права вето на принятие такого решения. Тем не менее, даже в этой ситуации остается немало вопросов, в том числе вопрос об участии новых членов НАТО в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе. Ведь получается, что сейчас в Европе у границ России может образоваться некая "серая зона", куда могут быть закачены большие количества вооружений, и Россия пока никак не может ответить на это именно в международно-правовом смысле.

- Прежде всего, хочу сказать, что мы не драматизируем ситуацию вокруг расширения НАТО. Мы неоднократно говорили, что каждое государство имеет законное право решать вопросы, связанные со своей безопасностью. Но мы также считаем, что расширение НАТО в общем-то ничего не дает с точки зрения безопасности новым членам. По большому счету расширение НАТО идет в известной мере по инерции, но мы четко совершенно понимаем, что расширение НАТО и включение в него новых членов имеет совершенно конкретные практические особенности. И среди них конечно же то, что мы не можем оставаться безучастными к тому, что есть возможность выхода военного потенциала НАТО к российским границам, и в частности этот потенциал может быть размещен в нескольких десятках километров от Санкт-Петербурга. Поэтому для нас сейчас в этих условиях весьма актуальным является подключение прибалтийских государств к Договору об обычных вооруженных силах в Европе и распространение на их территорию мер военной сдержанности. То есть это совершенно конкретная практическая мера, которой уже охвачены все натовские страны, и в том случае если решение состоится - по расширению НАТО, то и эти страны должны быть охвачены этими мерами военной сдержанности.

Так что ответ очень простой: помимо чисто политических аспектов, есть, конечно, и конкретные практические аспекты, военные аспекты, и мы будем эти вопросы решать.

- А есть какие-то сигналы со стороны стран НАТО, со стороны тех, кто пытается вступить в НАТО, в том числе прибалтийских стран, о том, что они готовы вести диалог на эту тему?

- Такие сигналы есть, и я думаю, что этот вопрос будет решен в ближайшее время, потому что было бы странно, если бы он не решался.

- Много говорилось хороших и добрых слов о работе «двадцатки» именно в начале этого пути, когда на саммите в Риме была подписана декларация Россия-НАТО, документы о создании «двадцатки». Как на сегодняшний день можно оценить работу «двадцатки» за прошедшие почти полгода? Действительно ли этот орган показал, что в нем Россия является равноправным игроком, что в нем страны НАТО не блокируются по принципу альянса, а диалог идет именно в рамках 20 равноправных членов?

- Отсутствие блокировки уже было заложено изначально, когда создавался Совет Россия-НАТО. И сейчас все государства, 20 стран, которые там участвуют, участвуют в своем национальном качестве и ни коим образом не получается ситуации, когда 19 стран выступают против России. Сейчас ситуация другая, когда с одной стороны существуют определенные проблемы, которые мы пытаемся решить вместе со странами НАТО, т.е. «двадцатка» как бы находится с одной стороны, а проблемы находятся с другой стороны. В целом же, если говорить о первых итогах работы Совета Росия-НАТО, то на наш взгляд они являются весьма позитивными, и еще раз подтверждают то, что мы правильно выбрали модель сотрудничества. Результаты совместной работы налицо.

Успешно завершен организационный этап становления структуры и органов Совета. Согласованы антитеррористические документы, политическая концепция совместного миротворчества, близок к завершению важный документ по поиску и спасанию экипажей аварийных подводных лодок, успешно проведены в России крупные учения сил гражданской обороны. Вот эти все вопросы и многие другие с одной стороны будут обсуждаться на предстоящей сессии Совета Россия-НАТО в Праге, а с другой стороны министры должны обозначить перспективы дальнейшего сотрудничества в рамках этого нового органа с тем, чтобы воплотить на практике те задачи, которые были поставлены лидерами государств, которые участвовали в сессии при создании римской декларации Россия-НАТО.

- Каковы могут быть практические результаты в ближайшей перспективе или может быть в отдаленной сотрудничества Россия-НАТО в борьбе с международным терроризмом? Ведь не секрет, что некоторые из членов альянса критически относятся к позиции России в борьбе с чеченским терроризмом.

- Я думаю, что здесь речь идет о том, чтобы наладить совместную борьбу с международным терроризмом. Она имеет много аспектов. Как я уже говорил, это и вопросы оргпреступности, это вопросы и наркотрафика, т.е. все, что подпитывает терроризм. Это первое.

Второе. Налаживая такую ткань отношений, ведь это же и сотрудничество по линии правоохранительных органов, т.е. это большой массив работы - то, что мы понимаем под понятием борьбы с терроризмом. Поэтому выстраивая эти отношения, укрепляя ткань этих отношений, мы тем самым создаем дополнительные возможности по борьбе с терроризмом. И я считаю, что сотрудничество в рамках Совета Россия-НАТО как раз создает именно дополнительные возможности по использованию возможностей и самой структуры НАТО, которая, кстати, имеет довольно серьезный бюджет, на выполнение этих задач по противодействию тем угрозам и вызововам, которые стоят перед мировым сообществом, перед европейцами на современном этапе.

- Достаточно часто в последнее время можно услышать, что Россия, создавая "двадцатку" пытается своим путем, отличным от остальных, попасть в НАТО, вступить в альянс. Насколько верны такие утверждения?

- Вы знаете, ошибочным является тезис о том, что Россия с помощью участия в Совете Россия-НАТО пытается вступить в Североатлантический альянс по существу с черного хода. Конечно же речь идет не о вступлении в альянс ни с черного хода, ни с парадного. Российское руководство неоднократно об этом говорило.