8 декабря Ирак обязан представить Совету Безопасности ООН исчерпывающие сведения о всех своих военных программах, в том числе касающихся оружия массового уничтожения. В этой связи еще раз следовало бы вспомнить о сути претензий, предъявляемых Ираку. Они состоят в следующем: Ирак ведет разработки биологического и химического оружия, стремится к обладанию ядерным оружием и поддерживает мировой терроризм. Эти претензии на данный момент скорее можно было бы назвать подозрениями, поскольку сведения, которые представила американская сторона в Совет Безопасности ООН в подтверждение своих обвинений, до сих пор так и не опубликованы. Инспекторы только начинают свою работу в Ираке, но уже сейчас мировое сообщество начало привыкать к американской формулировке о том, что из Багдада, дескать, исходит угроза миру и безопасности на всей планете, а также о том, что военная операция против Ирака уже неизбежна.
Угроза миру и причастность к мировому терроризму - это очень серьезные обвинения и чтобы с ними выступать, нужны очень серьезные доказательства. Пока таких доказательств, видимо, не было представлено даже Совету Безопасности ООН перед голосованием по новой резолюции по Ираку, иначе бы шел разговор о незамедлительном разоружении, а не о международной инспекции. А вот о том, как американская сторона в недалеком прошлом взращивала афганских и иностранных экстремистов и потом ставила на них, пытаясь противодействовать росту советского влияния в Афганистане, вспомнить можно.
Неизбежность военной операции? В ней Соединенным Штатам действительно удалось убедить почти весь мир и даже руководство Ирака. Так, в письме министра иностранных дел Ирака Наджи Сабри генеральному секретарю ООН Кофи Аннану говорится о том, что у Багдада, принявшего резолюцию Совета Безопасности ООН 1441 в надежде избавить свой народ от войны, сейчас появилось ощущение того, что эта резолюция дает США предлог для нападения на Ирак под международным прикрытием. «Резолюция предоставляет инспекторам ООН неограниченные полномочия», - отмечается в этом письме.
Справедливости ради, необходимо сказать, что предлоги для нападения на Ирак нередко дает Вашингтону сам Багдад, международная политика которого, увы, далеко не всегда бывает прозрачной и гибкой. И если, она таковой будет оставаться и впредь, то военной операции против Ирака действительно не избежать.
Что же касается реальной возможности начала войны, то ее сегодня можно оценить, как «может быть при определенных условиях», равно как и «может и не быть при определенных условиях». Просто, Багдаду надо правильно понять, что он стоит не перед неизбежностью войны, а перед неизбежностью разоружения в сфере ОМУ. А уж каким путем лучше будет разоружаться - мирным самостоятельным или военным принудительном - решать иракскому руководству.
Даже, предположим, международным инспекторам и действительно удастся получить какие-то данные о разработках ОМУ в Ираке. А кто в недалеком прошлом, в условиях овладения таким оружием другими странами, далеко не супер-державами, ни мечтал об ОМУ? Что - разве, это повод для начала еще одного военного, безусловно, затяжного конфликта в регионе - таком далеком от берегов США и таком близком от других районов Азии и Европы? Но если такое и случится, если что-то и выявится инспекцией, это, бесспорно, уже станет не только поводом, но и неотвратимой причиной для незамедлительного саморазоружения. И даже в этом случае говорить о неизбежности войны преждевременно.
Резолюция 1441, принятая СБ ООН, исключает какой бы то ни было автоматизм в применении силы. Россия и Франции, поддержанным Китаем, удалось добиться этого и внести в проект резолюции необходимые коррективы.
Сегодня эти страны, вместе с США и абсолютным большинством других государств мира занимают весьма жесткую позицию по вопросу о необходимости четкого выполнения Ираком резолюции СБ ООН. В совместном заявлении, принятом по итогам неформального российско-американского саммита, президенты двух стран призвали «Ирак в строгом соответствии с резолюцией 1441 СБ ООН в полном объеме и безоговорочно сотрудничать в выполнении своих обязательств в области разоружения, иначе он столкнется с серьезными последствиями".
"Мы призываем Ирак к полному и безусловному соблюдению своих обязательств в области разоружения в соответствии с резолюцией 1441 СБ ООН и созданию необходимых условий для выполнения инспекторами своей миссии", - подчеркивается в принятом сегодня совместном заявлении министров иностранных России и Канады. В противном случае Багдад, предостерегли министры, "столкнется с серьезными последствиями". И в Москве, и в Оттаве намерены "твердо поддерживать и оказывать все необходимое содействие усилиям председателя Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям в Ираке и генерального директора МАГАТЭ по выполнению их важных обязанностей в соответствии с резолюциями СБ ООН", - подчеркивается в заявлении.
Глава МИД Китая Тан Цзясюань, участвовавший в совещании Шанхайской организации сотрудничества, призвал Ирак "выполнить в намеченные сроки и строго соблюдать все требования резолюции, единогласно принятой СБ ООН".
Но эти заявления не означают, что Москва, Париж, Пекин, Оттава, как и многие другие столицы изменили свои позиции по иракской проблеме. Они подтверждают, что будут четко действовать в соответствии с резолюцией 1441 СБ ООН. Они по-прежнему стремятся решить проблему путем мирного диалога и предотвратить военный конфликт. Именно поэтому президент Франции Жак Ширак напомнил всем сторонам, прямо или косвенно участвующим в конфликте: судить о нарушении Ираком международных обязательств может только Совет Безопасности ООН. На пресс-конференции в Праге по завершении саммита НАТО он подчеркнул: "Ни Буш, ни Ширак и никто другой не должны определять, в чем заключается "очевидное нарушение", - это входит в компетенцию лишь Совета Безопасности ООН".
Но такая позиция - это не гарантия Багдаду на то, что мир согласится ждать долго - какой из путей разоружения в конце концов выберет Ирак.