Ведь сейчас ситуация такова, что именно Минск должен сделать выбор из того, что на прошлом саммите в Москве предложил Кремль - идти по шаблону ЕС или выбрать вариант фактического поглощения Белоруссии Россией. Косвенным подтверждением того, что на этот раз Путин дал еще одну отсрочку Лукашенко, является заявление по итогам встречи о том, что заседание Высшего государственного совета союза - то есть не просто саммита, а встречи президентов в формате высшего органа Союза России и Белоруссии, состоится в ближайшее время - либо до конца этого года, либо в начале следующего. С одной стороны - конкретные сроки не названы, с другой определен примерный крайний срок для того, чтобы ответ, наконец, был дан - начало будущего года. Не исключено, что конкретный «дэдлайн» определен, но просто президенты решили не предавать его огласке, дабы избежать излишнего давления. Тем более, что Александр Григорьевич сказал, что не любит, когда его «толкают в спину». Сказал, правда, по другому вопросу - в связи с миссией ОБСЕ в Белоруссии, но, как представляется, эта нелюбовь к толчкам распространяется на всю политическую деятельность белорусского президента.
Антураж встречи отличался подчеркнутой, но строгой, лояльностью президентов, которую они демонстрировали и друг другу, и публике, представленной, впрочем, на месте, в Волынском, весьма небольшой группой журналистов. Политические итоги - несмотря на отсутствие решения главного вопроса - весьма интересные. Во-первых, президенты договорились усилить внешнеполитическую координацию России и Белоруссии, выступать с общих позиций на международной арене. На фоне волны невиданно жестких демаршей в адрес Лукашенко со стороны Запада это очень показательный шаг со стороны Путина. Российский президент показал, что на отношения с Белоруссией мнение ЕС и США повлиять не могут. А ведь американцы заявили о запрете Лукашенко на въезд в США аккурат перед приездом белорусского лидера в Москву. Похоже, они решили проверить, как на это отреагирует Кремль. Но Кремль поступил достаточно грамотно, по известной пословице про собаку и караван. В общем, все демарши Запада, отказ Лукашенко в визе Чехии, объявление его персона нон грата в ЕС и США, были Путиным публично проигнорированы. За исключением фразы о том, что Россия уже достаточно сдала в свое время (как намек на то, что сдавать Лукашенко Западу никто не собирается) и теперь будет в основном приобретать. Хотя, вероятно, на переговорах, возможно с глазу на глаз, эта тема обсуждалась несколько подробнее. В любом случае, Путин показал, что сейчас он на стороне Белоруссии. Показал это тем, что во-первых, практически ничего не сказал на эту тему публично, а во-вторых, тем, что заявил о планах усиления координации действий Москвы и Минска на мировой арене. Иными словами, в международных делах, в том числе и спорных, Россия будет вместе с Белоруссией.
И это несмотря на то, что сам скандал с очередным поливанием помоями Лукашенко возник из-за его излишней вспыльчивости в отношениях┘ с Россией. Александр Григорьевич, обидевшись на Москву за отключение газа, в сердцах решил рвануть на Запад, и обратился за визой в Чехию, дабы успеть на саммит в Праге, где собрались все натовцы и их партнеры по диалогу. Но с визой вышел облом, а вслед за чехами, которые оказались волею судеб святее Европейского союза в деле наказания «антидемократических режимов», не устоял перед соблазном лягнуть Лукашенко и сам ЕС. Закончилось все в США, которые, как уже писала Страна.Ru, скорее всего, и были инициаторами отказа в визе чешскими властями.
Как бы то ни было, Москва не стала попрекать Лукашенко и говорить, что, мол, сам виноват, не надо было дергаться и пытаться шантажировать нас готовностью бежать на Запад от России. Но ситуация и так ясная, в том числе, вероятно и самому белорусскому президенту. Кажется, инцидент исчерпан. По крайней мере, в отношениях Москвы и Минска. Что будет с отношениями Минска и Запада - другой вопрос, который самого-то Лукашенко, судя по его словам, мало волнует. А уж Россию - тем более.
Не менее интересным, правда, не имеющим пока достаточно детального объяснения, итогом стало решение об изменении состава комиссии по подготовке Конституционного акта союзного государства. Вероятно, у президентов - или у одного из них - возникли претензии к проекту этого документа, который фактически станет конституцией союзного государства. Правда, об этом они ничего не сказали. Хотя сам проект уже рассматривался - и судя по всему, молчаливо одобрялся - на российско-белорусских саммитах в апреле и июне этого года, а в течение всего года парламентарии обеих стран, непосредственно занимающиеся вопросами интеграции России и Белоруссии, и другие эксперты говорили, что создание Конституционного акта вполне возможно уже в этом году. Однако, похоже, возникли проблемы. Есть только краткое разъяснение Владимира Путина, которое, впрочем, скорее, не объясняет ситуацию, а дает почву для спекуляций: он заявил, что процесс строительства Союзного государства "должен быть продолжен, интенсифицирован в рамках работы над Конституционным актом".
Таковы итоги встречи, которая, была неким промежуточным этапом перед предстоящим скоро заседанием Высшего государственного совета. Вероятно, от него стоит ждать большего - по крайней мере ответа на главные вопросы о судьбе союзного государства: когда и как? Впрочем, опыт показывает, что порой реальные итоги российско-белорусских встреч становятся известными через день-два, а то и неделю после их завершения, когда стороны - чаще это делает белорусская сторона, хотя и российскую в этом не заметить нельзя - начинают выносить сор из избы. И тогда общественность, убаюканная благостными заявлениями и рукопожатиями лидеров, начинает вдруг паниковать, меняя свои оценки и будто бы прозревая: а разногласий-то, черт возьми, гораздо больше!