1-3 декабря президент России Владимир Путин посетит Пекин, а 2-3 - Дели. Видимо, не случайно то, что КНР и Индия лежат на одном маршруте движения Путина: эти визиты объединены не только географическим, но и общим политическим контекстом.
Говоря о стратегическом партнерстве с США и ФРГ, КНР и Индией, Украиной и Белоруссией, а также многими другими соседними и далекими странами, российские политики на самом деле имеют в виду весьма конкретные вещи. Сотрудничество с каждой из этих стран, если его удалось правильно выстроить, нацелено на обеспечение государственных интересов России, на решение тех проблем, от которых зависит мирный и стабильный характер жизни российских граждан, их экономические интересы и, самое главное - безопасность будущего существования.
В отношениях с Вашингтоном Москва стремится решать весьма важные для России проблемы борьбы с терроризмом, мировой стабильности и нераспространения ОМУ. С европейскими и восточными партнерами - те же вопросы в более приближенном региональном измерении, а также вопрос о том, как свести на нет последствия имперской политики, проводимой одним из наших тоже стратегических партнеров. В этом хитросплетении совпадающих, близких и расходящихся интересов российским властям пока все же удается в той или иной мере угождать интересам весьма разнородного и требовательного российского общества. А иного пути у них нет, потому что российская история свидетельствует: граждане нашей страны, которых в других странах мира порой склонны считать терпеливыми и добрыми, не прощают своим политикам даже самых малых ошибок.
В отношениях России с Китаем и Индией совпадение или близость таких стратегических интересов, представляются все же более тесными, чем с Соединенными Штатами и, как это ни парадоксально, даже со многими европейскими соседями России. Это связано с общей историей и с текущими мирскими потребностями народов трех стран - России, Индии и Китая. В сознании россиян с советских времен к китайцам и индийцам сохраняется очень теплое отношение, несмотря на безудержные попытки отдельных российских политиков вытравить его; Россия, Китай и Индия, в отличии от США, уже давно (гораздо раньше 11 сентября) сталкиваются и борются с проявлениями терроризма, экстремизма и сепаратизма в своих странах (Чечня, Тибет, Джамму и Кашмир), а простой российский гражданин знает об успехах экономического развития этих стран, не понаслышке, увы, не с экранов телевизоров, а по дешевой и поэтому доступной ему китайской и индийской продукции.
К одному из самых главных вопросов современности - формирования нового миропорядка - подходы этих трех стран тоже очень близки. Ни одна из них не претендует на гегемонию, хотя в принципе могла бы - с учетом своих людских, экономических и военных ресурсов. Наблюдая за тем, как, США по-ковбойски ведут себя в отношении СРЮ, Белоруссии, КНДР и Ирака и пытаются навязать свои взгляды другим государствам, которых Вашингтон иногда называет партнерами, Москва, Пекин и Дели такие имперские амбиции не только не признают, но и пытаются не допустить их реализации.
Что касается сферы экономического сотрудничества, то и здесь, как видится, России будет легче договориться с договориться с КНР и Индией, нежели с США, которые строят свои связи с другими странами в зависимости от степени их политической лояльности Штатам. Здесь достаточно вспомнить американское предложение Москве подумать над перспективами двустороннего сотрудничества в сфере энергетики на территории «освободившегося от диктатора, демократического Ирака» и обещания способствовать возвращению «новым иракским правительством» долгов России. Они выглядят довольно циничными и к тому же пустыми. Стоит ли Москве уделять таким посулам внимание?
Между тем в последние годы отмечены продвижением вперед в плане усиления торгово-экономической составляющей российско-китайских отношений. После преодоления в 1999 году тенденции спада предшествующих двух лет в 2000-2001 гг. был достигнут наиболее высокий уровень двустороннего товарооборота за всю историю советско- и российско-китайской торговли. В 2001 году Россия стала 8 крупнейшим торговым партнером Китая. КНР интересуется размещением инвестиций в развитие в России телекоммуникационных сетей, к организации сборочных производств и поставкам продукции микроэлектроники и бытовой электротехники. На первое место в структуре российского экспорта в Китай в 2001 году вышла машинотехническая продукция, доля которой составила около 29%, а объем поставок (2286,3 млн. долл.) увеличился по сравнению с предыдущим годом более чем в 8,5 раз. Это означает, прежде всего, что у российского машиностроения могут появиться реальные возможности для восстановления своего потенциала, а у российских инженеров и рабочих - дополнительные рабочие места.
В то же время, как отмечают российские эксперты, для успешного развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества требуется существенное улучшение инфраструктуры обеспечения торговых операций, включая банковскую, страховую, арбитражно-судебную и информационную составляющие, а также дальнейшее развитие транспортного обслуживания торговли, стандартизации и инспекции качества товаров взаимной торговли, без которых в перспективе сложно будет обеспечить стабильное развитие двусторонних торгово-экономических отношений. Но главное здесь то, что и российская и китайские стороны стремятся подтянуть торгово-экономические связи, до высокого уровня политических отношений.
Уровень торгово-экономических отношений с Индией тоже пока не соответствует потенциальным возможностям и потребностям двух стран. Торговый оборот в последние годы составляет порядка 1,3 - 1,7 млрд. долларов (без учета ВТС). Однако вопросам расширения и укрепления торгово-экономических связей было уделено значительное внимание в ходе российско-индийских саммитов в Нью-Дели в 2000 г. и в Москве в 2001 г. Достигнуты договоренности о сотрудничестве Газпрома и индийской стороны в совместной разработке газового месторождения на шельфе в Бенгальском заливе, в торговле необработанными алмазами и драгоценными металлами, в банковском секторе, в области ядерной энергетики. Важными объектами экономического сотрудничества являются: строительство при содействии России АЭС "Куданкулам" (стоимость работ около 2,6 млрд.долл., проектная мощность - 2000 Мвт), освоение нефтегазового месторождения "Сахалин-1" при участии индийской государственной компании ONGC (индийские инвестиции составят 1,7 млрд. долл.). В 2000 г. представителями России, Индии и Ирана в Санкт-Петербурге подписано соглашение о международном транспортном коридоре "Север-Юг", реализация которого может вывести на качественно новый уровень торгово-экономические связи между Россией, Индией и странами Персидского залива.
Сотрудничество России с Китаем и Индией в сфере военно-технического сотрудничества вполне можно назвать не только успешным, но и весьма перспективным. Как отмечают российские эксперты, за те годы, когда в Китае шел научно-технический прогресс, вооруженные силы Китая несколько отстали. Они не соответствуют уровню современного Китая. Поэтому сейчас Китай уделяет больше внимания развитию своих вооруженных сил. Естественно, в такой ситуации требуется и обновление научно-технической базы вооруженных сил, и закупка каких-то видов вооружений. И Китай будет, видимо, это делать в предстоящие годы и делает сейчас. Вопрос в том, как Китай это будет делать, и где он будет закупать эти современные виды вооружений. В России считают, что в этой ситуации продажа Китаю определенных видов современных вооружений соответствует российским интересам.
Что касается ВТС с Индией, то необходимо отметить успешное выполнение долгосрочной Программа военно-технического сотрудничества, рассчитанной до 2000 г. и начало реализации новой программы на период до 2010 г. Примечательно, что стороны переходят в этой области от поставок и сборки по российским технологиям техники и вооружения, к совместным разработкам военной продукции. Это уже новый, высокотехнологичный уровень сотрудничества.
Вопрос о военно-технических связях России с Китаем и Индией никак не связан с проблемами политических отношений с Западом. Москва вообще категорически возражает против увязки двух этих вопросов, поскольку давно отказалась от блоковой политики. Но России необходимо поддерживать свою промышленную базу, в том числе военную промышленность. Мы нуждаемся в средствах. Один из путей получения этих средств - это торговля военно-технической продукцией. Учитывая дружественный характер отношений с Китаем и Индией, Россия заинтересована в продаже этим странам современных вооружений. В то же время это делается так, чтобы не нарушать сложившийся в регионе баланс военных потенциалов, не подрывать стабильность.