Когда в конце шестидесятых годов советско-китайские отношения скатились до состояния откровенной вражды и военного конфликта на острове Даманский, трудно было даже предположить, что когда-нибудь связи между двумя странами могут выйти на уровень взаимовыгодного, доверительного и тесного партнерства на международной арене, а также в сфере торговли и экономики. Так глубоки были обоюдное недопонимание и недоверие. И даже, несмотря на то, что Москва и Пекин, осознав свою ответственность за судьбы мира, в течение нескольких десятилетий настойчиво пытались найти взаимоприемлемую формулу двусторонних отношений, некоторое ощущение зыбкости и нестабильности вплоть до самого последнего времени все же присутствовало в сознании народов двух стран. Даже в девяностые годы, когда активная дипломатия Москвы и Пекина на самом высоком уровне Ельцин-Цзян набирала обороты, еще нельзя было достоверно сказать о том, какой характер приобретет официально заявленное сторонами добрососедство. Вопрос о том, будет ли это добрососедство холодно-вежливым соседством или обретет формы интенсивного, как прежде, сотрудничества, оставался открытм. Слишком много было тогда, по крайней мере, в российской политической элите сторонников односторонней ориентации России на Запад и противников восстановления полнокровных связей с Китаем.
Подписание Владимиром Путиным и Цзян Цзэминем в июле 2001 года нового основополагающего документа (Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой), рабочий визит в Россию в октябре 2001 г. заместителя Председателя КНР Ху Цзиньтао, избранного недавно Генсеком ЦК КПК и декабрьский визит Владимира Путина в Пекин сняли последние вопросы относительно перспектив двустороннего сотрудничества. В этой связи уместно было бы вспомнить слова главы российского МИД Игоря Иванова о стремлении Москвы прочно встать в современном мире на «две ноги»: одной на Западе, другой на Востоке.
По итогам первого дня визита Путина в КНР, можно с большой долей уверенности утверждать, что одна нога Москвы расположится не в Токио или Сеуле, как на это рассчитывали некоторые государства, а как раз в Пекине. Именно исходя из этого, стороны и будут дальше совместно действовать в интересах региональной и мировой стабильности. Об этом, в частности, свидетельствуют заявления руководителей России и КНР, встретившихся в китайской столице.
Как известно, и российская, и китайская стороны одним из главных своих приоритетов считают укрепление отношений с Соединенными Штатами. Конечно, в разворачивающейся борьбе с международным терроризмом, в поисках путей стабилизации обстановки в Тихоокеанском регионе, а также рациональных путей решения насущных экономических проблем, без Запада, и в большей степени без США, не обойтись. Да и действовать втроем в упомянутых интересах просто легче, причем, не только России и Китаю, но США. Опыт и связи Москвы и Пекина сегодня очень могут пригодиться Вашингтону, к примеру, в таких проблемах, как ситуация на Корейском полуострове, которая сегодня снова остро забеспокоила Соединенные Штаты.
"Россия и Китай выступают за формирование многополярного мира, за развитие демократических начал в новой архитектуре международных отношений, за укрепление международной правовой базы и международных институтов, главный из которых - ООН", - заявил в Пекине Владимир Путин. По его словам, международные отношения должны быть "стабильными, прогнозируемыми и обеспечивать поступательное движение в решении задач, с которыми сталкиваются государства". "Особые стратегические отношения" России и Китая не только создают хорошую обстановку в регионе, но и во всем мире", - отметили в Пекине российский и китайский руководители.
В чем состоит согласованная цель совместных усилий России и Китая на общем и отдельных направлениях мировой политики? Владимир Путин и Цзян Цзэминь считают, что гармоничное сосуществование всех стран мира и его многообразие, демократизация международных отношений способствуют укреплению глобальной стабильности и безопасности. Они отмечают, что серьезную угрозу международному миру и безопасности представляют международный терроризм и другие нетрадиционные вызовы, говорится в подписанной в понедельник в Пекине президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем Совместной декларации. В этой связи Москва и Пекин предлагают сформировать всеобъемлющую стратегию устойчивого развития человечества. В ее основе должно лежать признание неделимости международной безопасности в ее военном, политическом, экономическом, экологическом и гуманитарном аспектах.
В контексте этого общего подхода стороны твердо поддерживают политику и действия друг друга в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности. Москва глубоко понимает и признает озабоченности китайского правительства проблемами Тайваня и Тибета, а Пекин в свою очередь поддерживает усилия российской стороны по борьбе с чеченскими террористами и сепаратистами. Такое взаимопонимание создает условия и для широкого сотрудничества в других областях.
В более широком контексте борьбы с международным терроризмом руководители России и Китая выразили решимость на двусторонней и многосторонней основе предпринимать целенаправленные практические шаги в борьбе с терроризмом. И в рамках такой политики они подписали конкретное соглашение о противодействии отмыванию нелегальных доходов и финансированию терроризма.
Под единым углом зрения стороны оценили и текущую ситуацию в Корее и вокруг нее. "Стороны считают важным для судеб мира и безопасности Северо-Восточной Азии сохранение безъядерного статуса Корейского полуострова, режима нераспространения оружия массового уничтожения и в этом контексте подчеркивают чрезвычайную важность нормализации отношений между США и КНДР", - подчеркивается в Совместной декларации. Цзян Цзэминь и Владимир Путин призвали Вашингтон и Пхеньян продолжать конструктивный равноправный диалог в интересах урегулирования вопросов, вызывающих озабоченность сторон.
Россия и Китай убеждены, что иракский вопрос может быть всесторонне и полностью разрешен только политико-дипломатическими средствами. Обе стороны выразили в Совместной декларации намерение продолжать совместно работать в рамках ООН для разрешения иракского кризиса мирными средствами. При этом они подчеркнули, что разрешение региональных конфликтов политическими и дипломатическими методами, путем диалога и переговоров должно стать нормой межгосударственных отношений.
Позиции России и КНР по этим важным проблемам современности свидетельствуют не только о твердом намерении сторон совместно с США участвовать в борьбе с новыми вызовами, но и балансировать политику Вашингтона в тех регионах, где это потребуется.
Вопрос о перспективах и перспективности российско-китайских торгово-экономических связей был в последние годы и даже месяцы предметом тщательного анализа и весьма горячих дебатов. Российские политологи и экономисты высказывали на этот счет весьма неоднозначные мнения. Многие из них отмечали, что совместных планов и документов на этот счет подписано уже немало, но дела в сфере торговли и экономики продвигаются очень медленно. При этом приводились сравнительные примеры гораздо более интенсивного развития экономических связей КНР с другими - западными и восточными - странами, чем с Россией.
Таким опасениям на данный момент можно противопоставить лишь предположение, что российское правительство, которое все больше внимания уделяет налаживанию практических взаимоотношений с зарубежными странами, вряд ли бы решилось сегодня на профанацию в вопросах развития связей с Китаем. Именно сегодня факты говорят о том, что при одновременной ориентации на западные рынки, оно утвердилось во мнении о целесообразности развертывания интенсивных торгово-экономических связей и с Китаем. Причем, без оглядок на Запад, а также без раскачек, за которые китайская сторона часто упрекала российскую. Предположение подтверждается тем, что хозяйственникам двух стран удалось определить сферу первоочередных интересов и уже в ходе визита Путина в Китай подписать или подготовить к подписанию ряд совместных документов.
Наряду с документами процедурно-технического характера, такими как Договор о передаче осужденных, протокол к Соглашению между правительствами РФ и КНР о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительства РФ и Китая от 27 июня 1997 года (о создании подкомиссии по сотрудничеству в области туризма), были подписаны документы, касающиеся непосредственно торговли и экономики, а также создания благоприятных условий для сотрудничества в этих областях. Так, Федеральная служба налоговой полиции РФ и министерство общественной безопасности КНР заключили соглашение о сотрудничестве в области борьбы с нарушениями налогового законодательства и другими экономическими преступлениями, а Центральный банк России с Народным банком Китая - соглашение об организации информационного обмена и подготовки кадров в сферах противодействия легализации доходов.
Меморандум о взаимопонимании между Внешторгбанком и Банком Китая предусматривает открытие России китайской кредитной линии на сумму 200 млн. долларов, а соглашение между Внешторгбанком и китайским Эксимбанком соглашение - открытие еще одной кредитной линии - на сумму 100 млн. долларов. С учетом же заключенного ранее соглашения с Торгово-Промышленным банком Китая общая сумма кредитных линий составит 500 млн. долларов. Эти кредиты, как сообщил журналистам в Пекине представитель Внешторгбанка в КНР Сергей Пирогов, пойдут на финансирование экспорта китайского оборудования в Россию, в частности, телекоммуникационного оборудования крупной китайской компании "Хуавэй", фабрик по переработке золота и другие программы.
В этой связи также необходимо напомнить, что идут к завершению работы по технико-экономическому обоснованию и обоснованию инвестиций проекта строительства нефтепровода от российского Ангарска до китайского Дацина. Уже в 2005 году должны начаться поставки российской нефти в объеме 20 млн. тонн в год, а с 2010 года эта цифра должна возрасти до 30 миллионов. Всего за 25 лет в Китай должно быть поставлено более 700 млн. тонн нефти. Продолжается работа в рамках проекта поставок в КНР газа с Ковыктинского месторождения, к которому подключилась и Южная Корея. В 2008 году планируется поставить более 7 млрд. кубометров газа - в КНР и около 6 млрд. - в Южную Корею. К 2013 году объемы поставок должны возрасти соответственно до 12 и 8-10 млрд. кубометров.
В рамках приграничного сотрудничества в Китай из России уже сейчас поставляется электроэнергия. С 1996 по 2000 г. по контрактам ОАО "Амурэнерго" поставлено 367 млн. киловатт-часов. С апреля 2002 года поставлено 390 млн кВт.ч, в том числе 122 млн кВт.ч в текущем году. На 2003 г. намечены поставки 250 млн киловатт-часов.
В декабре 2004 года планируется ввести в строй первый блок Тяньваньской атомной станции, строительство которой ведет российская сторона. Второй блок, как ожидается, будет запущен приблизительно в середине 2006 года.
Характеризуя перспективы сотрудничества двух стран в этой сфере руководитель российского минатома Александр Румянцев сообщил в интервью Интерфаксу, что реализация этого проекта принесет России 1 млрд. долларов, а участники переговоров подчеркивают, что «сотрудничество между Россией и Китаем в области атомной энергетики - навсегда».
В министерстве по связи и информатизации отмечают, что сотрудничество между Россией и Китаем стремительно внедряется в сферу телекоммуникаций. В настоящее время стороны реализуют совместный проект создания глобальной корпоративной сети компании "Хувэй", в рамках которого будут использованы российские спутники связи. Налаживается взаимодействие между компаниями-операторами связи, производство цифровых телефонных станций.
На встрече с Путиным премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи заявил, что товарооборот между Россией и Китаем в 2002 году может составить порядка 12 млрд. долларов. Российские эксперты говорят, что это немного, если сравнивать такие показатели торговли КНР с другими странами. Но если Россия возвратилась в Китай, как говорят, «навсегда», то они рассчитывают на большее.