Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Неравносторонний треугольник Путина

В Дели российский президент продолжает начатое в Пекине решение заманчивой, но сложной задачи

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Начавшийся во вторник официальный визит в Индию президента России Владимира Путина - второй за последние два года. Такой порядок российско-индийских встреч на высшем уровне, учитывая, что в 2002 г. в России побывал премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпайи, стал характерным для двусторонних отношений после подписания в 2000 г. Декларации о стратегическом партнерстве, сообщает из Дели корреспондент Страны.Ru.

Сегодня, по прошествии двух лет после начала качественно нового этапа в отношениях между Индией и России, уже можно, пожалуй, говорить об истинном их содержании. Москва и Дели, положили в основу своего взаимодействия по всему кругу вопросов, с одной стороны, принцип стратегического партнерства, то есть приоритетность по отношению друг к другу, а с другой - разумный прагматизм, при котором уважаются права и интересы партнера.

Именно с данной позиции и следует, наверное, рассматривать и ход подготовки нынешнего визита президента Путина в Индию, и сам визит. Учитывая и еще одно важное обстоятельство - в Дели российский президент прибывает из Пекина. Подобное совмещение в одном туре визитов в две самые большие азиатские страны Москвой предпринято, пожалуй, впервые в истории.

В отличие от «застойных лет», когда высокие визиты в Дели и Москву сопровождались небывалой шумихой во всех СМИ, сегодня все обстоит совершенно иначе. Печать и специалисты комментируют визит российского президента, состояние индийско-российских отношений и всего, что с ними связано, но в очень деловой и конкретной манере, выделяя несколько пунктов, которые для двух сторон представляют наибольшую важность.

Прежде всего Дели и Москва обменяются мнениями относительно борьбы с международным терроризмом во всех его проявлениях, религиозным экстремизмом, сепаратизмом, торговлей наркотиками. Интересно в этой связи отметить резкое замечание Москвы накануне визита о том, что по-прежнему не исключается пребывание международных террористов на территории Пакистана. Учитывая незыблемую позицию Индии по отношению к Пакистану - она состоит в том, что Пакистан потворствует «трансграничному терроризму» - складывается впечатление, что Москва намеренно накануне визита в Дели напомнила Исламабаду об индийской озабоченности.

Судя по всему в ходе делийских переговоров будут обсуждаться и вопросы, связанные с сотрудничеством с Шанхайской организацией (куда входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). Известно, что некоторое время назад Индия проявила заинтересованность во вхождении в эту организацию, но пока данный вопрос находится лишь на начальной стадии проработки.

Безусловно, стороны обсудят и положение в Южной Азии, где главным вопросом остается полное урегулирование индийско-пакистанских отношений, ликвидация угрозы международного терроризма и достижение стабильности в регионе. Хотя стороны понимают всю сложность вопроса и особенности положения в Пакистане после ликвидации режима талибов в Афганистане.

Важным моментом в собственно индийско-российских отношениях уже долгое время является поиск путей к восстановлению и развитию объемов и качества торгово-экономического сотрудничества, которое находится на неприлично низком для таких больших стран уровне - всего 1,3 млрд. долл. в год составляет взаимный товарооборот. Чтобы как-то сдвинуть с мертвой точки эту проблему, страны, видимо, пойдут сначала по пути осуществления совместных проектов в разных областях - энергетике, металлургии, гражданской авиации, исследовании и освоении космического пространства, развитии высоких технологий.

Особо местные аналитики выделяют тот факт, что в ходе визита состоится подписание соглашение о взаимном обмене разведывательными данными, что в отношениях двух стран произойдет впервые.

Традиционной области индийско-российского взаимодействия является военно-техническое сотрудничество. Это, пожалуй, единственная область, которая постоянно развивается и перерастает уровень обычного совершения сделок купли-продажи, идет даже дальше лицензионного производства отдельных видов вооружений и техники - сейчас оформляется комплекс отношений по проведению совместных исследовательских работ и по развитию совместного производства, созданию совместных предприятий.

В этой связи любопытно привести мнение некоторых аналитиков, которым они объясняют причины такого стремительного развития отношений сотрудничества в области военной техники.

Считается, например, что Россия в этой области отдает предпочтение Индии перед Китаем. И происходит это по весьма простой причине: российские стратеги пришли к выводу, что в будущем просто невозможно появление конфликтных ситуаций с Индией - ни по геостратегическим вопросам, ни по территориальным. А с Китаем подобное исключать нельзя. Об этом говорит и история советско-китайских отношений, и наличие большой совместной государственной границы, и огромных людских ресурсов Китая, которые склонны к экспансии. Поэтому Россия и продает своему стратегическом партнеру Индии новые виды вооружений, среди которых и Су-30МКИ, оснащенный самыми современными двигателями АЛ-31ФП, а Китай вынужден ограничиться лицензионным производством лишь самолетов Су-27СК. Это только один пример, но их - множество, отмечают аналитики.

Встреча в верхах завершится подписанием Делийской декларации, главное место в которой будет уделено борьбе с международным терроризмом, определены совместные задачи по обеспечению безопасности и развитию политических отношений. Особо будет подчеркнута необходимость поиска надежных путей выхода из торгово-экономического тупика, в котором оказались отношения двух азиатских гигантов, и будут определены наиболее приоритетные направления такого сотрудничества.

Нынешний визит президента Путина выделяется еще с одной стороны. Сам факт последовательного посещения сначала Пекина, а затем Дели вновь вызвал у специалистов волну интереса к возможному строительству трехстороннего российско-китайско-индийского треугольника. Со всех сторон разбирают эту неожиданную концепцию, ее плюсы и минусы и сходятся в одном: она чрезвычайно заманчива, но и чрезвычайно сложна в осуществлении. Пока для нее просто не пришло еще время, хотя некоторые шаги уже сделаны: в сентябре в Нью-Йорке прошла трехсторонняя встреча министров иностранных дел, что само по себе считается огромным достижением. Более того, такие встречи, видимо, будут достаточно регулярными, поскольку имеется информация о том, что готовится вторая встреча.

Разбирая же, собственно, саму концепцию, индийский обозреватель Ч.Раджа Мохан полагает, что Индия и Россия, например, имеют чрезвычайно развитые отношения военно-технического сотрудничества. Но объем взаимного товарооборота составляет лишь 15% от индийско-американского товарооборота. Политический диалог между Москвой и Вашингтоном гораздо глубже, чем между Индией и Россией и между Индией и США.

Индия имеет значительно больший уровень торговли с Китаем, чем с Россией. Однако объем торговля Китая с Индия просто ничтожен по сравнению с объемом торговли с США. Более того, политические отношения между Дели и Пекином неустойчивы.

На каждого индийца, который полагает, что необходимо объединиться в Пекином, чтобы противостоять США, найдется другой индиец, который будет доказывать, что Дели должен совместно с Вашингтоном ограничивать китайские амбиции. Кроме того, в Индии всегда с большим подозрением относились к китайско-пакистанской дружбе.

В последние годы существенно расширились российско-китайские отношения. Однако это не ускользает от внимания Вашингтона, который знает, что рано или поздно и Россия, и Китай достигнут логического предела своих отношений, установленного географическим положением и геополитическими амбициями. С другой стороны, Китаю не очень нравится, как Москва и Вашингтон решают проблемы с уничтожением запасов ракет.

Но в любом случае Индия на фоне таких гигантов несколько теряется, и ее отношения с США, Россией и Китаем заметно слабее, чем между последней троицей. И именно данный фактор лежит в основе вырабатываемой Индией стратегией. Именно под этим углом и следует рассматривать и ее внешнеполитический курс. Например, в Дели полагают, что он должен прежде всего расширять весь комплекс двусторонних отношений с Москвой, Пекином и США, а не заниматься строительством альянсов. В отношениях с США Индия намерена закрепить тенденцию к расширению двусторонних отношений. С Россией Индия может надеяться на развитие отношения лишь на основе расширения военно-технического сотрудничества. С другой стороны Дели отчаянно стремится расширить чисто коммерческое содержания отношений с Москвой, установив более тесные отношения с новой, постсоветской элитой. Это, пожалуй, главная эмоциональная задача для «новых индийцев».

Дели