Во вторник утром совершенно неожиданно - впрочем, эта неожиданность запрограммирована новым мандатом инспекций - эксперты ЮНМОВИК и МАГАТЭ подъехали к воротам президентского дворца «Аль-Суджуд». В это же время к другим воротам, с противоположной стороны ограды, подъехала другая группа инспекторов. Проблем с допуском внутрь - а их никто не исключал даже несмотря на официальное согласие Багдада допустить инспекторов в президентские дворцы - почти не возникло. После десятиминутной перепалки между собой, охранники открыли массивные металлические ворота и запустили гостей внутрь. После более чем полуторачасовой проверки дворца инспекторы покинули его, и тогда «проинспектировать» дворец - правда, всего на 15 минут - неожиданно позволили журналистам, которые, впрочем, по их же свидетельствам, ничего примечательного с точки зрения предмета международных инспекций не обнаружили. Похоже, такие же выводы сделали и сами инспекторы. Однако официально об этом будет объявлено несколько позже. Тем не менее, пока по словам руководителей инспекций Багдад демонстрирует свое полное сотрудничество с комиссией ООН и МАГАТЭ. А беспрепятственная проверка дворца Саддама Хусейна - лишнее тому подтверждение.
Одновременно, в этот же день Багдад заявил, что 7 декабря представит инспекторам полный список своих военных программ. При этом координатор программ ООН по инспекции вооружений в Ираке генерал Хусам Мухаммед Амин подчеркнул, что в нем не будет заявлено о наличии в стране оружия массового уничтожения. Как известно, крайний срок для подачи этого доклада - 8 декабря, и если Багдад сдержит свое обещание, то он пройдет первую «контрольную» отметку. Если этого не произойдет, то это может трактоваться как нарушение резолюции СБ ООН 1441. И тогда по идее, должен собраться Совет Безопасности для обсуждения дальнейших шагов. Впрочем, Вашингтон уже дал понять, что никакого дополнительного заседания СБ он проводить не хочет. Вернее, возможно, США и поучаствуют для галочки в дискуссии в ООН, но решение о применении силы все равно примут - если будет за что зацепиться, если будет повод обвинить Ирак в нарушении резолюции.
Как бы то ни было, пока таких поводов Ирак не дает, что, вероятно, очень злит вашингтонских стратегов. На фоне удивительно благожелательных отзывов инспекторов об уровне сотрудничества иракских властей с комиссией ООН из Белого дома слышится недовольное ворчание: мол, знаем мы этого Хусейна. Если говорить точно, то Джордж Буш, выступая в Пентагоне, заявил следующее: «В процессе инспекций Соединенные Штаты будут судить только об одном: поменял ли Саддам Хусейн свое поведение по сравнению с тем, как он себя вел последние 11 лет, или нет? Решил ли он сотрудничать добровольно и выполнять (требования) полностью или нет? Пока признаки не воодушевляющие». Что должно воодушевить Буша, не понятно. То ли наличие в Ираке оружия массового уничтожения, то ли его отсутствия. Он призывает Багдад к сотрудничеству с ООН, но отказывается признавать факт такого сотрудничества, даже когда о нем постоянно говорят сами инспекторы. Похоже, что итоги посещения дворца Саддама еще больше расстроят Джорджа Буша, который почти уверен, что Хусейн прячет ядерную бомбу у себя под кроватью.
Все это похоже на то, что в Вашингтоне просто ищут повод для того, чтобы все-таки запустить военную машину на полную мощность и начать войну. Ведь в подготовку военной акции уже вложены сотни миллионов долларов, уже подготовлены планы, переброшены войска и техника. Подготовка еще не закончена, но она продолжается ежедневно. В Катар, непосредственно к иракским рубежам впервые переброшен мобильный командный пункт Центрального командования вооруженными силами США. Официальная версия всех военных приготовлений - учения, реальная - всем известна.
Пока Багдад не дает повода уличить его ни в обладании оружием массового уничтожения, ни хотя бы в технических нарушениях резолюции 1441.
Когда таких нарушений нет, их можно выдумать или даже - для большей убедительности - создать. Создать, скажем, искусственные препятствия инспекторам ООН. Кого будут обвинять, если, например, в адрес инспекторов будут приходить какие-нибудь послания с угрозами, а их авторов и отправителей не найдут? Вероятно, иракскую сторону. Кого будут обвинять, если, допустим, каждый день колеса инспекторских джипов будут по неизвестной причине лопаться или протыкаться? Была бы фантазия, таких «препятствий» можно придумать и создать сколько угодно. Беда для американских ястребов, впрочем, в том, что не они лично будут оценивать, насколько тот или иной инцидент является нарушением резолюции, и насколько виновата в нем именно иракская сторона. Оценки - дело Совета Безопасности. Впрочем, США уже дали понять, что если оценки СБ разойдутся с мнением Джорджа Буша, то последний будет действовать вне рамок международного права и применит силу без соответствующего решения Совета Безопасности ООН. Иными словами - незаконными средствами.