Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Партнерство России, Китая и Индии уравновесит американскую политику

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент России завершил визит в Китай и уже прибыл в Индию. Оценками итогов визита российского руководителя в Пекин, а также мнением о том, почему эти две страны оказались на одном географическом и политическом маршруте Владимира Путина, любезно поделился с корреспондентом Страны. Ru директор Института Дальнего Востока РАН Михаил Титаренко.

- Михаил Леонтьевич, как Вы оцениваете значение визита президента России Владимира Путина в Китай?

- Визит президента РФ Владимира Путина в Китай является очередной запланированной встречей на высшем уровне в рамках регулярно действующей структуры постоянных деловых контактов на уровнях глав государств, глав правительств и различных комиссий, которыми руководят заместители председателей правительства или министры, а также подкомиссий, ведающих конкретными вопросами. Напомню, что и встреча руководителей правительств состоялась в этом году в Шанхае. Год еще не завершился, однако уже более 70 правительственных делегаций России и Китая побывали соответственно в КНР и Российской Федерации. Такой интенсивности контактов в истории российско-китайских отношений еще не было.

- О чем это говорит?

- О том, что в двусторонних отношениях сложилась институциональная структура сотрудничества, стратегического партнерства и взаимодействия двух стран по всем коренным проблемам двусторонних и многосторонних отношений, а также по вопросам международной безопасности в глобальном и региональном масштабах. Это очень важно. В ходе визита Путина в Китай руководители двух государств подвели предварительные итоги годичного функционирования договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который является правовой основой стратегического партнерства и взаимодействия двух стран. Итоги визита показывают, что этот договор действительно является документом огромного стратегического значения. Я бы сказал, новаторским документом: он создает новую форму международно-правовых отношений в условиях глобализации, когда на основе общности интересов и неконфронтационных позиций организуется взаимодействие между государствами. Но это не сколачивание новых блоков, направленных против каких-то третьих стран. Такая специфическая форма взаимодействия дает новую модель международного сотрудничества в условиях складывающегося нового международного порядка.

- Что представляется наиболее важным в этой новой форме общения?

- Стороны подтвердили свое стремление к сотрудничеству со всеми странами и созданию нового справедливого международного порядка в условиях многополярности. Это тоже очень важный аспект. Они продемонстрировали солидарность, общность интересов и подходов к таким новым угрозам всеобщему миру, безопасности и стабильности, как международный терроризм, наркобизнес, распространение новых опасных международных болезней типа СПИД и т.д. То есть визит опроверг утверждения некоторых обозревателей и политологов о том, что заявления сторон о стратегическом партнерстве и взаимодействии двух стран - это, дескать, чистая декларация. Он подтвердил, что это отнюдь не декларация, а реальность, которая институируется и наполняется конкретным содержанием в области международного сотрудничества, в сфере безопасности, в областях экономики, культуры и новейших технологий.

- Для экономического развития обеих стран этот визит что-нибудь даст?

В составе российской делегации было очень много видных представителей российского бизнеса. Ведь новый основополагающий договор способствует созданию новой структуры взаимодействия государства и бизнеса, через которые будут реализовываться согласованные между двумя странами крупные масштабные проекты торгово-экономического сотрудничества. Такие проекты тоже имеют стратегическое значение. Я прежде всего имею в виду проекты строительства нефте- и газопроводов, модернизации транспортных артерий между двумя странами, формирования нового режима на границе, более благоприятного для обменов. Это также совершенствование правовой структуры обмена между нашими странами, избежание двойного налогообложения, передача преступников и т.д. Важное принципиальное значение имеет соглашения между Центральным банком России, Внешторгбанком России с банком Китая. Они открывают новые линии кредитного, инвестиционного сотрудничества.

- В последнее время высказывалось очень много критики в адрес исполнительных структур обеих стран, которые якобы бездействуют. Планов, дескать, много, а дел мало.

- Критиковать дело нехитрое. В этой сфере действительно есть немало пробелов. Но главная проблема состоит в том, что в России пока только складываются схемы, институты и механизмы делового взаимодействия. У нас нефть, газ и многое другое теперь находится в частных руках. Если государство не нацелит бизнес на совместную работу в интересах государства, если оно не наладит взаимодействие, не соберет бизнесменов и не подскажет им: в интересах государства надо делать так-то и так-то, а мы вас в этом поддержим, если всего этого не будет, то мало что получится в развитии торгово-экономических связей с зарубежными странами. Именно так ведь действует государство в цивилизованных странах с современной рыночной экономикой - в той же Америке, в той же Японии, в той же Южной Корее. И уже в Китае этот механизм сложился. А у нас он только складывается, поэтому государство призывает бизнесменов к сотрудничеству, но существующие сейчас механизмы надежных гарантий пока китайцам не дают.

- Ну а на каких условиях КНР поддержит вступление России в ВТО?

- Китай политически поддерживает вступление России в ВТО и считает, что без вступления России ВТО не может считаться универсальной организацией. Но надо правильно понимать эту позицию. Китай, как страна, проводящая самостоятельную, независимую политику и заинтересованная в расширении своих позиций на российском рынке, пытается выторговать для себя удобные позиции на российском рынке. В обмен на поддержку нашего вступления в ВТО Китай хочет получить определенные привилегии на российском рынке. Это естественно. Такие подходы присущи всем странам. Но мы не привыкли, наши некоторые чиновники не привыкли к тому, что по таким вопросам ведется торг. Китайцы прагматики и они говорят: мы же не ставим вам ультимативные требования, мы ставим свои условия. Значит, придется поторговаться.

- Случайно ли то, что Пекин и Дели оказались на одном маршруте Путина?

- Думаю, что не случайно. И я рад, что российские ученые сыграли в этом определенную стимулирующую роль. По инициативе нашего института в прошлом году состоялась первая конференция ученых и дипломатов трех стран на тему «Проблемы сотрудничества России, Китая и Индии в условиях глобализации». Нами был выдвинут целый ряд рекомендаций, которые были доложены руководителям трех стран. Мне кажется, что эти рекомендации побуждают к поиску новых путей сотрудничества в условиях глобализации. И в условиях возникновения новых общих угроз и вызовов. Прежде всего, это касается борьбы с терроризмом, борьбы за укрепление международного права и роли Организации объединенных наций, как института обеспечения международной безопасности, мирного дипломатического решения проблем в конфликтных ситуациях. И вот здесь, как раз в рамках этого трехстороннего взаимодействия, которое, естественно, не является каким-то треугольником или блоком, и происходит консолидация на основании общности подходов, общности интересов и общности угроз. И такое самостоятельное действие каждой из сторон, направленное в одну и ту же точку, дает очень позитивный эффект, способствует оздоровлению ситуации в международном плане и создает условия для всестороннего сотрудничества со всеми странами, в том числе и с Соединенными Штатами Америки. А ведь отношениям с США каждая из трех сторон придает тоже важное значение.

- В чем значение связей между Россией, Китаем и Индией в свете новой политики этих государств на американском направлении?

- В тех или иных аспектах они уравновешивают американскую политику, сглаживают те крайности односторонних подходов, которые еще присущи политике США. Кроме того, они играют взаимно резонансную роль. К примеру, улучшение российско-американских отношений создает благоприятные условия для улучшения китайско-американских отношений и наоборот. Пекин демонстрирует, что не испытывает беспокойства по поводу развития отношений России с США, они и сами развивают такие отношения. Мы не одобряем и считаем ошибочным расширение НАТО на Восток, вовлечение в альянс восточно-европейских стран, стран Прибалтики, но мы вместе с тем мы пытаемся решать возникающие между нами проблемы путем политических переговоров и дипломатических контактов. Точно такой же подход проявляет в своей политике и китайская сторона. Наши взгляды на продвижение НАТО на Восток совпадают с китайскими