Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Двойное осуждение двойных стандартов

Визит Путина в Дели подтвердил: в геополитике у партнеров успехов больше, чем в экономике

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Завершившийся в четверг официальный визит в Индию Владимира Путина заметно отличался от предыдущего визита в 2000 г. прежде всего тем, что проходил исключительно в деловой и конкретной обстановке. Все наблюдатели заметили, что Индия и Россия, начав новый этап развития двусторонних отношений, делают это последовательно и спокойно. Они также не ограничиваются лишь этим и большое внимание уделяют важнейшим международным вопросам, высказывая по ним совместную позицию. Поэтому характерной чертой визита стала не его протокольность, а работа на результат, одинаково выгодный обеим сторонам.

Местные специалисты так определи основное содержание визита: необходимость усиления борьбы с международным терроризмом, включая поощряемый Пакистаном; недопустимость односторонних военных акций в отношении Ирака; стремление так строить двусторонние и многосторонние отношения, чтобы сдержать экспансию США; видимая озабоченность состоянием двусторонних торгово-экономических отношений. Бросилось в глаза и то, что стороны не подписывали каких-либо соглашений по военно-техническому сотрудничеству - видимо оно так отлажено на перспективу, что не требует особых корректировок.

В Дели Индия и Россия подписали «Совместную декларацию по укреплению и расширению экономического, научного и технического сотрудничества», Декларацию о необходимости борьбы с терроризмом, что предусматривает создание совместной рабочей группы по выработке конкретных путей решения данной проблемы, протокол «О защите и использовании интеллектуальной собственности», протокол о телекоммуникациях, соглашение о региональном сотрудничестве между штатом Карнатака и Самарской областью, два соглашения между индийскими и российскими банками - внушительный пакет документов не только по количеству, но и по важности.

С политической точки зрения важнейшими из них являются заявления по терроризму и Ираку. По обоим вопросам были высказаны новые моменты.

Во-первых, Россия полностью поддержала позицию Индии по Пакистану и устами своего президента подчеркнула, что Исламабад обязан выполнить свои прежние заверения об искоренении убежищ террористов на своей земле, о прекращении раз и навсегда «черезграничного терроризма» в районе Кашмира, об уважении территориальной целостности соседнего государства и Линии фактического контроля. Россия и Индия также указали, что Исламабад обязан предпринять шаги к тому, чтобы оружие массового поражения не оказалось в руках террористов. Не называя прямо США, Индия и Россия подчеркнули недопустимость проведения политики двойных стандартов в отношении международных террористов.

Во-вторых, Индия и Россия недвусмысленно высказались против односторонних военный акций против Ирака, против вмешательства во внутренние дела суверенных государств и подчеркнули необходимость действий в строгом соответствии с Уставом ООН.

В связи с этим местные наблюдатели единодушно отметили, что давно не было такого публично высказанного единства позиций Индии и России по важным международным делам, что является отличительной чертой визита. Таким образом, индийско-российская Делийская декларация по борьбе с терроризмом 2002 г. стала логическим продолжением и развитием Московской декларации, подписанной в прошлом году, что еще раз продемонстрировало, что Москва и Дели последовательно движутся в избранном ими направлении.

Сказанное в полной мере относится и к торгово-экономическому сотрудничеству, необходимость быстрого развития которого подчеркнули и Индия, и Россия. Для осуществления поставленных целей Индия и Россия намерены идти по пути сотрудничества в области транспорта и коммуникаций, информационных и биотехнологий, создания совместных предприятий и осуществления совместных проектов как на уровне центральных правительств, так и на региональном уровне. Объективное стремление к этому имеется, что хорошо было продемонстрировано на отдельной встрече российского президента с лидерами индийского предпринимательства и торговли.

Хорошим примером сотрудничества на уровне центральных правительств, подчеркивалось, в частности, на совместной пресс-конференции, стал проект «Куданкулам», по которому с помощью России на юге Индии стоится АЭС на два реактора по 1000 мегаватт каждый. В связи с этим российский президент особо подчеркнул, что у двух стран имеется стремление продолжить сотрудничество в сфере атомной энергетики, для чего следует пересмотреть некоторые положения международных договоренностей, устанавливающие лимиты подобного межгосударственного сотрудничества.

Примером же сотрудничества на межрегиональном уровне стало достижение соглашения о нем между Карнатакой и Самарой, для чего потребовалось долгое время, чтобы запустить такое перспективное взаимодействие.

В целом же, несомненным стало то, что нынешний визит в Индию президента РФ Владимира Путина вызвал очень большой интерес как индийского политического руководства, так и ведущих представителей бизнеса, торговли, банковского дела - всех заинтересованных. Причем, кажется стало нормой, что российский президент проводит специальные отдельные встречи с индийскими бизнесменами - так было в 2000 г., так произошло и в нынешнем.

Этот интерес вполне понятен. Здесь говорят так: даже самая большая и искренняя дружба нуждается в постоянной подпитке, чтобы, во-первых, сохранить ее и, во-вторых, чтобы скорректировать в соответствии с велением времени. Если индийско-российской дружбе удалось пережить распад СССР и все потрясения, которые за ним последовали, то не остается никаких сомнений в том, что она не только обретет былую широту, но и приобретет дальнейшее развитие. При периодической корректировке. Для чего, собственно, обе страны и договорились ежегодно проводить встречи в верхах. Именно поэтому индийско-российские отношения на новом этапе развития строятся не только на традиционной дружбе, но на разумном прагматизме, при котором уважаются права и интересы партнера, но не забываются свои интересы. Подобный подход, полагают здесь, пойдет только на пользу двум странам.

Совершенно очевидно, что Индия и Россия очень заинтересованы в сотрудничестве в самых различных областях, особенно учитывая геостратегический контекст своих взаимоотношений, многонациональность и многоконфессиональность обоих государств. Этим и определяется многообразие форм сотрудничества: политические консультации, экономические и торговые связи, сотрудничество по науке и технике, в области культуры, образования, космических исследований, мирного использования атомной энергии, военно-техническое и пр.

Хотя, как уже упоминалось, торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Индией - самое слабое звено двустороннего взаимодействия, в котором ожидаются новые потрясения в 2003 г., когда Индия закончит выплачивать свои долги России, и обе страны перейдут к твердовалютным финансовым отношениям. Однако это неизбежно. Вот почему уже сегодня обе страны ищут пути к преодолению новых потрясений.

После того как Россия отказалась от командной экономики и «ушла в рынок», качественные показатели индийско-российской торговли резко упали. Так, доля СССР в индийском экспорте в 1980-81 г. составляла 18,3%. Она упала до 16,% в конце 1980-х гг. В 2001 г. она составила 2%. То же можно сказать и об индийском импорте из России: с 8,1% при СССР он упал до менее одного процента в 2001 г. Конечно, подобное просто недопустимо в отношениях между такими большими и дружественными странами, намеренными развивать долгосрочное сотрудничество. Собственно, решение данной проблемы и является основной задачей индийско-российских отношений на новом, «путинском», этапе. Обеспокоенность положением дел и намерение решить задачу и привели в 2000 г. к подписанию в Дели совместной Декларации о стратегическом партнерстве, которая и стала отправной точкой нового этапа, которая определила контуры российско-индийского сотрудничества в третьем тысячелетии. Она получила развитие в 2001 г., когда в Москве была подписана совместная Декларация о борьбе против терроризма, процесс продолжился в 2002 г. вновь в Дели. Вполне очевидно, что такой путь индийско-российского сотрудничества в международном аспекте направлен на создание и упрочение многополярного мира.Поэтому и рассматривают нынешний официальный визит в Индию президента РФ Владимира Путина как поверку практического осуществления продекларированных намерений осуществлять стратегическое партнерство между Россией и Индией и придать ему новый импульс.

Дели