Обеспечение безопасности Центральной Азии, противодействие новым глобальным угрозам и вызовам, в первую очередь международному терроризму - общая цель сложившейся недавно международной антитеррористической коалиции. Именно в этой связи в соглашении о сотрудничестве в области безопасности между Россией и Киргизией подчеркивается, что оно направлено на углубление всестороннего сотрудничества в интересах укрепления глобальной и региональной безопасности, включая противодействие угрозам ХХ1 века, прежде всего, международному терроризму, незаконному обороту оружия и наркотиков, нелегальной миграции и другим видам организованной преступности.
В Соглашении отмечается также, что этот документ отражает дальнейшее укрепление отношений "вечной дружбы, союзничества и партнерства между двумя странами, а также намерение и далее наполнять двусторонние отношения новым содержанием, чтобы они соответствовали требованиям времени и особенностям современной международной обстановки". Президент Киргизии Аскар Акаев, желая выразить смысл этого положения документа более конкретно, заявил: Киргизия хочет стать главной стратегической опорой России в Центрально Азии. Это заявление окончательно снимает все вопросы относительно того, с какой целью и в каком политическом контексте группа российских боевых и транспортных самолетов, также военнослужащих была размещена на киргизской авиабазе Кант.
Как известно, для успешного ведения боевых действий многонациональными антитеррористическими силами в Афганистане, потребовалось размещение в некоторых странах СНГ, в том числе на территории Киргизии контингента международных сил. Бишкек и Москва, которые координируют свои усилия в борьбе против терроризма в рамках Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества и наконец СНГ, при рассмотрении вопроса о возможности дислокации этого контингента в Киргизии, проявили добрую волю и с готовностью предоставили такую возможность многонациональным силам. И сейчас в Киргизии на гражданском аэродроме Манас находятся около 2 тысяч военнослужащих из 12 стран мира, в том числе из Австралии, Дании, Испании, США, Франции и Южной Кореи. В их распоряжении 12 истребителей «Хорнет» и «Мираж-2000», несколько самолетов-заправщиков и военно-транспортных самолетов.
Решение на этот счет принималось заинтересованными сторонами с учетом общих интересов международных антитеррористических сил и заверений Вашингтона в том, что у США и их ближайших западных партнеров нет намерений оставаться в Центральной Азии всерьез и надолго. Воинские контингенты многонациональных сил покинут этот регион, как только позитивные тенденции развития ситуации в Афганистане приобретут необратимый характер, - и сейчас уверяют американцы.
Вместе с тем они проявляют стремление к расширению сети своих военных баз к территории Киргизии. Интерес, проявленный командованием многонациональных антитеррористических сил к военному аэродрому в Канте и желание заполучить его в аренду НАТО - одно из свидетельств новых тенденций в поведении натовских стран в Средней Азии.
В этой связи к упомянутому командованию встает ряд серьезных вопросов. Первый из них: каковы истинные мотивы таких намерений? Объяснение, приведенные командованием на этот счет (дескать, уровень безопасности военных и боевой техники в гражданском аэропорту Манас гораздо ниже, чем на авиабазе Кант), не выдерживает никакой критики. Разве натовские военные, дислоцирующиеся в Манасе, не в состоянии обеспечить даже свою безопасность, не говоря уже о безопасности аэропорта? Или, может, командование подумывает об усилении авиационной группировки в Киргизии? Если да, то, для каких целей? Разве для повышения эффективности боевых действий против террористических групп в Афганистане требуются дополнительные авиасилы? Нынешний расчет сил и средств коалиционных войск представляется вполне обоснованным и адекватным для ведения боевых действий против партизан в гористой местности.
И даже если такое усиление натовцам удалось бы обосновать - а обосновать в конечном итоге можно любе действо - нельзя забывать о том, что у стран СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества есть свои планы, связанные непосредственно с антитеррористческой борьбой, обеспечением безопасности государств-участников упомянутых структур и использованием инфраструктуры этих государств. Слова киргизского президента на этот счет были дополнены заявлением Владимира Путина. Создание новой авиагруппы группы придает новое "качественное звучание" силам быстрого развертывания, поскольку военные контингенты, входящие в эту группу, базируются на своих территориях. Теперь же эти силы получают "мощное авиаприкрытие", а также возможность быстрой переброски в нужный район, отметил глава российского государства.
Что касается вопроса о присутствии американского контингента в Киргизской Республике, то российский президент высказал поддержку пониманию киргизской стороной того, что пребывание этого контингента на территории Киргизии должно быть ограничено сроками проведения антитеррористической операции в Афганистане и синхронизировано с соответствующими решениями СБ ООН по срокам мандата Международных сил содействия безопасности в Афганистане.
Он подчеркнул важность активизации в интересах обеспечения стабильности и безопасности в центральноазиатском регионе практической работы в рамках ДКБ, базирующего в Бишкеке антитеррористического центра СНГ и региональной антитеррористической структуры ШОС, штаб-квартиру которой также предполагается разместить в столице Киргизии. Силы быстрого развертывания в рамках Шанхайской организации сотрудничества практически созданы, отметил российский президент. Он также заявил, что подписанное в ходе нынешнего визита соглашение с Киргизией о сотрудничестве в области безопасности "не направлено против третьих стран, а направлено только на укрепление национальной безопасности России и Киргизии".
Американские базы на территории Киргизии останутся на срок действия мандата ООН по урегулированию в Афганистане, успокоил американцев Аскар Акаев. Так что придется потесниться до тех пор, пока дальнейшее пребывание натовских структур в Киргизии совсем окажется ненужным.
При рассмотрении международной проблематики в более широком смысле участники российско-киргизского саммита отметили важность содействия возрождению мирного Афганистана и подчеркнули необходимость политико-дипломатического урегулирования ситуации вокруг Ирака. Министерства иностранных дел двух стран будут координировать свою деятельность на этих и других направлениях внешней политики, о чем сегодня в Бишкеке был подписан соответствующий протокол.
В ходе обсуждения вопросов перспектив торгово-экономических связей стороны отметили заметный прогресс в этой сфере (за 10 месяцев текущего года товарооборот вырос на 49% по сравнению с тем же периодом 2001 года). Они подчеркнули важность закрепить эту тенденцию и определить конкретные меры по углублению сотрудничества на наиболее перспективных направлениях - в электроэнергетике, водном хозяйстве, горнорудной промышленности, агропромышленном комплексе. В то же время Владимир Путин отметил, что объем торговли в абсолютных цифрах остается небольшим. "От высокого уровня политического сотрудничества надо переходить к более содержательным торгово-экономическим связям", - подчеркнул глава российского государства. В присутствии президентов двух стран было подписано соглашение между правительствами РФ и Киргизии об урегулировании задолженности Киргизии перед Россией по ранее предоставленным кредитам.
Признание президентами жизнеспособности СНГ и важности ЕврАзЭС говорит о том, что Москва и Бишкек намерены и дальше укреплять эти структуры многостороннего взаимодействия на постсоветском пространстве. Владимир Путин назвал Содружество независимых государств универсальной организацией, но призвал не преувеличивать ее значения. Он считает, что Евразийское экономическое сообщество и Договор о коллективной безопасности должны дополнять деятельность СНГ. Аскар Акаев заметил, что верит в будущее СНГ, которое "нам объективно необходимо". По его мнению, большое будущее есть и у ЕврАзЭС.
Исходя из общей атмосферы переговоров президентов двух стран, можно с большой долей уверенности предположить, что просьба Аскар Акаева об установлении в России режима наибольшего благоприятствования для трудовых мигрантов из Киргизии будет удовлетворена российской стороной.
В сфере военно-технического сотрудничества предполагается совершенствовать механизм реализации имеющихся договоренностей, развития правовой базы. Аскар Акаев выразил надежду, что Россия будет продолжать оказывать военно-техническую помощь Киргизии, а также поблагодарил Москву за помощь в обустройстве киргизских границ. По его словам, между министерствами обороны двух стран "установилось самое тесное взаимодействие, а военное и военно-техническое сотрудничество в нынешнем году удалось вывести на качественно новый уровень». По словам главы российского государства, соглашение о сотрудничестве в области безопасности создает прочную правовую базу для сотрудничества в военной области и делает его "абсолютно прозрачным и понятным" для всего мира.
Так что Западу волноваться на этот счет не стоит. Надо без лишних эмоций постараться правильно понять шаги, предпринятые Москвой и Бишкеком в интересах укрепления своих стратегических позиций в Центральной Азии.
Вашингтону не стоит забывать, что без России Соединенным Штатам будет не под силу обеспечить безопасность Центральной Азии. Ведь у них и так много важных дел в других регионах мира! И зачем, все-таки, США еще и аэродром в Канте, где теперь размещены российские военные самолеты, о которых, видимо, неспроста упомянул на киргизской земле российский президент.