Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Робертсон Рождественский

В качестве новогоднего подарка генсек НАТО готов раскрыть России свои секреты, правда, не все и не сразу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит генсека НАТО Джорджа Роберстона в Москву нес больше психологическую и символическую, нежели практическую нагрузку. Да и сама цель визита была заявлена как участие в научно-практической конференции «Роль военных в борьбе с терроризмом», которая проводилась под эгидой России и НАТО. Впрочем, помимо ставших уже дежурными фраз о необходимости сотрудничества в борьбе с терроризмом и построении нового качества сотрудничества в рамках «двадцатки», есть и новые моменты, появление которых, однако, трудно отнести к категории сенсации. Тем не менее, их важность отрицать или преумалять не стоит, поскольку это одни из первых практических результатов нового качества отношений Москвы и альянса.

И хотя до рождественских праздников еще немало времени, Россия и НАТО, похоже, готовы в нынешней атмосфере дружелюбия обмениваться рождественскими подарками. В первую очередь, речь идет о повышении уровня представительства России в штаб-квартире НАТО. Об этом заявил президент Владимир Путин во время встречи с Джорджем Робертсоном в Кремле. Во-вторых, сам Робертсон на пресс-конференции сообщил, что в перспективе между Россией и НАТО возможен обмен ранее секретными материалами и технологиями.

Эти два заявления как нельзя лучше свидетельствуют о растущем доверии Москвы и Североатлантического союза друг к другу. Доверия, которого, правда, все еще явно не хватает бывшим врагам, а теперь партнерам. Партнерство не исключает различие в подходах и оценках тех или иных событий или проблем. Что и подтвердилось в ходе контактов Робертсона с российским руководством - с президентом, а также с тандемом министров-однофамильцев Ивановых, с которыми чаще всего с российской стороны и приходится общаться генсеку НАТО. Правда, на этот раз стороны пытались не акцентировать внимание на разногласиях, а наоборот подчеркивали те аспекты, по которым налаживается сотрудничество.

Вполне возможно, что до конца года появится еще один позитивный признак: планируется подписание соглашения в рамках «двадцатки» о спасении экипажей аварийных подводных лодок. Этот пункт, как известно, был включен в повестку дня работы Совета Россия-НАТО на 2002 год.

Стороны уже согласовали повестку дня работы «двадцатки» и на будущий год. Произошло это 22 ноября в Праге, на министерском заседании Совета Россия-НАТО. Кстати, пражские события - а именно, саммит альянса, на котором были выданы 7 приглашений новичкам, в том числе и балтийским странам - в какой-то мере вынудили именно натовскую сторону активизировать свою политику на российском направлении.

Можно в этой сявзи вспомнить, что сразу же после окончания пражского саммита НАТО, даже особо не задерживаясь на разговоры с кандидатами, президент США Джордж Буш вылетел в Россию, на встречу с Владимиром Путиным, причем пригласив в свой самолет российского министра иностранных дел Игоря Иванова. Многие западные обозреватели тогда комментировали все эти события примерно так: настоящий финал пражского саммита НАТО произошел под Санкт-Петербургом.

Новый уровень сотрудничества и осознание того, что Россия может сделать для борьбы с главной угрозой современности - терроризмом - гораздо больше, чем многие страны НАТО вместе взятые (не говоря уже о кандидатах), подталкивают альянс к тому, чтобы как можно ярче демонстрировать отсутствие враждебных намерений по отношению к Москве в связи с расширением на Восток - шагом, целесообразность которого, к слову, пока ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне никто так объяснить россиянам и не смог. Из всех разумных более-менее правдивых объяснений можно назвать лишь одно - желание сдерживать и ограничичвать военные возможности России в Европе. Однако, естественно, таких слов никто не произносит - это означало бы признать собственное лукавство. Иными словами, пока на резонный вопрос из Москвы «Зачем?» следует ответ «Не волнуйтесь». Ситуация странная, к которой впрочем уже по обе стороны рубежа, который все же разделяет, а не объединяет Россию и НАТО, многие привыкли. Привыкли, да и порядком устали от долгих споров о том, угрожает ли и как конкретно расширение НАТО интересам России. Робертсону в очередной раз заявили, что Москва считает расширение безусловной ошибкой, но не делает из этого трагедии и настроена на развитие сотрудничества. Той же тактики придерживается и НАТО.

Теперь важно перевести вопрос сотрудничества в плоскость стратегии - этим, похоже, сторонам придется заняться уже в будущем году.