То, что иракские представители в который раз заявляют о лживости и провокационном характере утверждений Вашингтона и Лондона, обвиняющих Ирак в реализации программ создания оружия массового уничтожения (ОМУ), далеко не новость. Вряд ли Багдаду сейчас стоило бы делать вид, что таких программ у Ирака никогда не было и что иракские ученые над ними не работали. Вслед за Пхеньяном и Багдад предпринял единственно правильный шаг и устами не самого высокого, но все же официального лица сделал признание в том, что такие программы действительно разрабатывались. Другое дело - разрабатываются ли они сейчас и обладает ли Ирак в результате этих разработок оружием массового уничтожения?
Американская сторона со свойственной для ее политики непоколебимым упорством утверждает, что ОМУ у Ирака есть, но при этом она не приводит сколько-нибудь убедительных подтверждений. Инспекторам ООН, работающим в Ираке, тоже пока не удалось найти такое оружие. Мало того, некоторые руководители инспекционной группы стали поговаривать о том, что возможность избежать войны в Ираке все же есть. Но это тоже не слишком новая информация.
А вот сегодняшнее четкое заявление иракского нефтяного министра Амера Рашида о том, что Ирак будет полностью сотрудничать с инспекторами ООН, чтобы доказать, что страна не обладает оружием массового поражения, не может не обратить на себя внимание. "В Ираке нет никакого оружия массового поражения, и мы докажем, что американцы и британцы - лжецы», сказал министр. А затем он произнес те слова, которых давно ждут от иракской стороны те международные силы, которые стремятся предотвратить американскую агрессию против Ирака: «Багдад не даст американской администрации возможности обострить конфронтацию и спровоцировать кризис».
Нельзя не обратить внимание и на ту позитивную оценку, которую дал Рашид работе инспекторов: "Мы очень надеемся, что эксперты продолжат нормальную, профессиональную работу в качестве именно международных инспекторов, а не инструментов администрации США и ЦРУ, как это было раньше".
О намерении сотрудничать с инспекторами заявил в интервью катарскому телеканалу "Аль-Джазира" и вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан. При этом он сделал важное, не свойственное для иракского руководства заявление о том, что развитие событий по военному сценарию нежелательно для Ирака. В последнее время представители Багдада все больше говорили о своей решимости устроить для американских и британских солдат в Ираке хорошую мясорубку. Правда, и на этот раз Ясин Рамадан высказал сомнение относительно того, что готовность к сотрудничеству с инспекторами ООН поможет Ираку предотвратить нападение США. При этом вице-президент остался верен иракским традициям последних времен, заявив: "Однако вся подготовка, которую мы сейчас ведем, основывается на самом худшем сценарии, потому что наш враг коварен, нечестен и не имеет достоинства".
Волей или не волей, ставший в последние дни одним из главных политических спикеров в Ираке министр нефти Ирака Амер Рашид сделал наконец еще одно важное заявление о готовности Ирака рассмотреть вопрос о передаче доли компании "Лукойл" в соглашении о разработке иракского месторождения "Западная Курна-2" другим российским компаниям. "Мы можем передать этот контракт другим российским компаниям", пояснил министр. В данном случае важна сама готовность иракской стороны к корректировке своей позиции.
Теперь возникает вопрос: как отнесутся к такой позиции Багдада в Москве? Позиция МИД РФ, который расценивает разрыв Ираком контракта с компанией "Лукойл" как шаг, "не соответствующий дружественному характеру российско-иракских отношений и уровню двустороннего сотрудничества в различных областях", не сулит Багдаду ничего хорошего. Активное внедрение американских спецслужб в иракский Курдистан, начало перебросок в Курдистан из Турции американской военной техники, активизация подготовки британских войск к переброскам в район Персидского залива, заявления американского министра обороны о возможности нанесения ядерного удара по Ираку и, наконец, поспешное сколачивание американцами альтернативного иракского кабинета министров путем мобилизации политиков из числа более или менее активных «борцов против режима Хусейна», уже потребовали от США и Великобритании немалых средств. А в этих странах, как известно, деньги на ветер не бросают. Так что призрак войны бродит уже не только вдоль границ Ирака - кое-где он их уже перешел. Как сообщил недавно журналистам руководитель комитета по международным делам российской Госдумы Дмитрий Рагозин, американские официальные лица говорят о войне с Ираком как о деле решенном. А тут еще досадная размолвка с Россией, которая «недоумевает» по поводу шагов иракского руководства в сфере нефтяного сотрудничества и упрекает Багдад в том, что он пошел на такой недружественный шаг именно "в тот момент, когда Россия добивается разрядки напряженной ситуации вокруг Ирака»!
Кстати, действия официальной Москвы в данном конкретном случае, равно как и действия Багдада тоже могут вызвать ряд вопросов. В частности, не до конца понятно, вполне ли действия «Лукойла» соответствовали условиям соглашения с Ираком, и не вторгалась ли нефтяная компания в сферу высокой и весьма долгосрочной дипломатии Москвы по иракской проблеме. Ситуацию частично могут усугубить и резкие публичные рассуждения неназванных правительственных источников на тему о том, что "сам по себе Саддам Хусейн не является настолько интересным, чтобы Россия поддерживала его в любой ситуации" и что «Россия может пересмотреть позицию по Ираку, если Багдад аннулирует соглашение с российскими компаниями». Такой подход вряд ли соответствуют духу официально заявленных российско-иракских отношений.
Российская внешняя политика авторитетна в мусульманском мире именно потому, что она, как правило, была последовательной и принципиальной. Защищать интересы российской промышленности и национального бизнеса - это, бесспорно, высокая цель. Но при этом не стоит забывать о более долгосрочных стратегических целях, связанных с поддержанием мира в близком для России регионе.