- Как повлияет скандальная история с «Лукойлом» в Ираке на США? Вот сегодня сообщили о том, что они, якобы, даже войска выставили на севере Ирака - в южном Курдистане. Это что - уже реакция Вашингтона?
- Пока скандал с «Лукойлом» работает на США. Чем больше будут Россия и Ирак ссориться, тем больше вероятности, что Россия поддержит Соединенные Штаты, когда речь зайдет собственно о начале боевых действий. Этот скандал должен Соединенные Штаты удовлетворять, успокаивать.
- Считаете ли вы, что вопрос о возможности боевых действий с повестки дня не снят в силу того, что Джордж Буш высоко подняв кулак, должен его опустить? Даже с у четом того, что пока ничего криминального контролеры в Ираке не нашли.
- Вы знаете, Буш все равно выигрывает, даже, если он, допустим, отложит военную акцию. Он скажет: только благодаря тому, что мы так занесли высоко кулак, Саддам открыл все свои конторы, лаборатории, а без этого ничего бы не получилось. И это, в принципе, верно, потому что Саддам только под угрозой применения силы кого-то пускает в свои загашники, а как только этого нет, он их выгоняет тут же. Поэтому еще раз говорю, политически Буш уже может претендовать на какую-то победу. Поэтому говорить, что раз уж он занес кулак, то обязательно ударит, я бы не стал.
Что касается войск в Курдистане, то, я думаю, там речь идет не столько о войсках, сколько о том, чтобы Турцию успокоить. Турция очень бурно переживает перспективу удара по Ираку, но все-таки согласилась предоставить для этих целей свои базы. Значит, американцы, в свою очередь, тоже должны продемонстрировать, что они будут вместе с турками заниматься курдской проблемой. Вот, скорее всего, о чем идет речь, потому что курдская проблема не снята. Будет ли удар по Ираку, не будет ли его, но здесь США должны продемонстрировать какую-то свою сопричастность. И они это делают.
- Ирак сейчас предполагает передать долю "Лукойла" другим российским компаниям. Как вы думаете, в чем истоки ссоры с "Лукойлом?" Где ее корни?
- Я думаю, наверно все-таки правы те, кто считает, что «Лукойл» зря начал все это. У нас же не умеют достаточно тонко работать. «Лукойл» начал, видимо, уж больно активно искать гарантии в США, и скорее всего "засветился". Они побежали туда договариваться: в случае если вы там нанесете удар, мол, чтобы мы не пострадали. А американцы как люди «милые и обходительные» тут же всю документацию передали иракцам. И все, и Саддам отреагировал именно так, как того ожидали американцы, - взял и разорвал контракт.
- Спецслужбы Соединенных Штатов тоже поработали?
- Да зачем здесь спецслужбы? Передали через Госдеп и все. Еще раз говорю, что «Лукойлу» не хватило дипломатичности, или не нашли достаточно умных и толковых посредников и попались. А Саддам сейчас сильных боится, а слабых топчет.
- «Лукойл» оказался в числе слабых в данном случае?
- Ну, разумеется, потому что зависит от Саддама.
- Вернемся к возможности военного удара. Если американцы или контролеры вдруг что-то найдут там и в конце концов война будет, российским компаниям в Ираке уже не будет места?
- Вряд ли им будет там место. Если будет удар, вы сами понимаете, Саддам первым делом подожжет все скважины, как это было в 1991 году, и там речь пойдет о возобновлении каких-то разработок не раньше, чем через года полтора. Пока там все потушат, приведут в порядок, отремонтируют, подвезут... Все прервется, и иракская нефть выпадет из мирового баланса.
- И это будет на руку российским нефтяникам?
- Конечно. Россия здесь ничего не потеряет. Наоборот, тут же каспийская нефть подорожает и войдет в обиход, российская нефть тоже.