Вчерашнему решению Вашингтона начать практическую реализацию развертывания системы ПРО предшествовал предварительный выход США из российско-американского договора по ПРО 1972 года, запрещавшего обеим странам создавать такие системы, что развязало руки американской администрации.
Буш, видимо не желая слишком сильно пугать противников американских противоракетных разработок, успокоил их тем, что на начальном этапе эти работы будут «скромными» по своим возможностям. Вместе с тем президент США все же заронил страх в их душу, добавив, что эти скромные начальные работы послужат «отправной точкой для усовершенствования и расширения стартового потенциала в перспективе». Это будет происходить постепенно и зависеть от того, насколько успешно США будут продвигаться в исследованиях и разработках в сфере противоракетных технологий.
Вместе с тем, уже сейчас можно с большой долей уверенности констатировать, что на этом стартовом этапе американцы долго задерживаться не собираются. Для форсирования процесса есть деньги, а также - и это для Вашингтона особенно приятно - фактически уже есть поддержка за рубежом среди друзей и партнеров, которая из чисто политической может превратиться и в материальную. Не зря же, объявляя о началах практических работ по развертыванию ПРО, Буш пообещал, что Пентагон будет создавать такую систему, которая позволит обеспечить защиту не только США и американских вооруженных сил, но также «наших союзников и друзей». В этой связи глава Белого дома призвал этих друзей и союзников к участию в реализации данного проекта и даже сообщил об уже имеющемся намерении Великобритании и Дании заключить с США соответствующее соглашение о совершенствовании радаров раннего предупреждения, расположенных на севере Англии и на датском острове Гренландия.
Сразу же после выступления Буша и Токио высказал готовность рассмотреть вопрос о практическом развертывании вместе с США системы ПРО театра военных действий (ТВД) на Дальнем Востоке. Справедливости ради надо добавить, что в Токио об этом заявили пока лишь на уровне начальника Управления обороны, а в Лондоне и Копенгагене сказали, что «будут серьезно думать» над предложением Вашингтона, однако в осведомленных кругах всех трех государств считают вопрос уже решенным. Получить согласие общественности и урегулировать окончательно вопрос о таком сотрудничестве - дело техники.
В этой связи на Японии стоит остановиться подробнее. Японцы в принципе, не против идеи ПРО ТВД, однако их смущает крайне высокая цена проекта и отсутствие гарантий полной эффективности противоракетных технологий США. Япония не может также не учитывать обязательной негативной реакции на это решение Китая и России. Москва и Пекин до сих пор уверены в том, что создание региональной ПРО только для США и Японии может спровоцировать гонку вооружений и усилить недоверие между соседями по Дальнему Востоку. Официальный представитель МИД КНР, комментируя готовность Японии рассмотреть вопрос о конкретной разработке и развертывании ПРО ТВД, заявил, что Китай неизменно выступает против попыток США развернуть систему противоракетной обороны. Комментируя разворачиваемую Вашингтоном НПРО, первый заместитель начальника Генштаба Вооруженных Сил РФ Юрий Балуевский в Пекине заявил, что создание системы ПРО ТВД на Дальнем Востоке является неоправданным, потому что «в регионе не существует ракетной угрозы». Он также отметил, что в принципе технически нельзя создать систему со 100-процентной защитой от баллистических ракет. По его словам, утверждения об угрозе США со стороны КНДР являются «беспочвенными». Во всяком случае, в России и в Китае считают, что на сегодня КНДР не продвинулась настолько далеко в своей ядерной программе, чтобы угрожать США. Японцев также смущает желание нынешней администрации Белого дома включить ПРО ТВД в разрабатываемую глобальную противоракетную систему. Токио опасается, что это вызовет внутренний протест, поскольку может быть воспринято как нарушение конституции, которая, по общепринятой трактовке, запрещает японцам участвовать в коллективной обороне.
Японии будет непросто и потому, что США в случае договоренности о кооперации предполагает именно на эту страну взвалить значительную часть расходов по созданию системы. Скорее всего, именно использование кошельков «друзей и партнеров» является сегодня для администрации Буша наиболее привлекательным в сотрудничестве по созданию их национальной обороны. Что касается эффективности защиты друзей и союзников, то она пока представляется туманной.
По словам Буша, первые компоненты национальной системы ПРО должны быть готовы уже к 2004 году, что позволит разместить 6 ракет-перехватчиков на Аляске, 4 ракеты в Калифорнии, а к 2005-2006 году увеличить их количество до 20 штук. Кроме того, 20 ракет морского базирования «Стендарт» будут размещены на военных кораблях в добавок к размещенным на них системам ПРО «Иджис», а в различных точках планеты будет развернуто несколько сотен ракет-перехватчиков «ПАК-3» (модификация ракеты «Пэтриот»). Последние предназначены для поражения крылатых и баллистических ракет малой и средней мощности и считаются ключевым элементом первого этапа создания национальной ПРО. Американские разработчики системы считают, что будет защищена вся территория США, однако на первом этапе в ловушки этой защиты попадут лишь ракеты, запущенные их северо-восточной Азии и с Ближнего Востока. Экономисты считают, что уже в ближайшие годы расходы на развертывание системы составят около 17,5 млрд долларов США. При таких первичных расходах отказываться от помощи партнеров в создании ПРО было бы ошибочным. Американцы и не отказываются. Более того, они, по всей видимости, надеются в этой кампании в выгодном для себя свете использовать и установленную недавно дружбу с Россией и, возможно, с Китаем. Но Москва и Пекин, как было уже сказано, пока реагирует отрицательно. Москва ждет разъяснений по поводу возможного включения Японии в глобальную оборону США в ходе намечающегося визита в Россию в январе начальника Управления обороны Японии.
Более того. В заявлении МИД РФ по поводу последнего решения США говорится, что Москва «с сожалением следят за активизацией попыток США создать так называемую «глобальную противоракетную оборону» и «осуществлять ее поддержку из космоса», потому что в случае осуществления таких планов мир будет ввергнут в новую дестабилизирующая фазу гонка вооружений, что приведет «к расползанию по планете оружия массового уничтожения (ОМУ) и ракетных средств его доставки». Все это, по мнению Москвы, отвлечет средства, столь необходимые для борьбы с терроризмом и другими недугами, которыми ныне страдает человечество. Москва недвусмысленно намекает на то, что данное решение США находится в противоречии с недавними двусторонними договоренностями о сокращении ядерных вооружения, борьбы с терроризмом и распространением ОМУ, о сотрудничестве в действительно нужной и реальной области нестратегической противоракетной обороны» и в рамках Совета Россия-НАТО». Москва рассчитывает на то, что США «будут уделять приоритетное внимание реализации именно этой согласованной на высшем уровне программы стратегического партнерства», и будут «вовлекать в нее, а не в дестабилизирующую гонку стратегических оборонительных вооружений (в том числе в космосе), своих друзей и партнеров». Москва рассчитывает, а США, похоже, планируют действовать по своему усмотрению, что потребует от Кремля соответствующих действий.
Если по поводу ответных действий Кремль пока молчит, то Госдума РФ уже приступила к поиску законодательного «противоядия» на случай развертывания США национальной ПРО. И начали российские парламентарии с внесенного на ратификацию в Госдуму Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Основной задачей для парламентариев России станет выработка «поправок» к внесенному президентом РФ законопроекту о ратификации Договора, которые будут заключаться, в частности в том, чтобы дополнить соответствующий президентский документ положениями о порядке выхода РФ из договора СНП в связи с «исключительными обстоятельствами». К этим обстоятельствам отнесены «нарушение США положений Договора, способное стать угрозой для национальной безопасности России; развертывание Вашингтоном системы НПРО и наращивание стратегических наступательных вооружений государствами, не являющимися участниками договора о СНП». Еще одним поводом для выхода из Договора может стать «реализация США и другими странами, включая членов НАТО, решений в области военного строительства, создающих угрозу национальной безопасности РФ, в том числе размещение в странах Североатлантического альянса ядерного оружия». Совпадение старта процедуры ратификации Договора о сокращении СНП с намерением Вашингтона приступить к практическому строительству НПРО, скорее всего, - серьезная ошибка США, не берущих в расчет непредсказуемые по своей дестабилизирующей силе внешнеполитические последствия. Так в Москве считают многие. Немало, правда, и тех, которые думают, что Кремль полностью уступит Белому дому. Есть и такие, кто полагает, что Владимир Путин найдет форму, не потеряв лица и не растеряв накопленной с Бушем дружбы, чуть-чуть подправить планы зарвавшегося Вашингтона ко всеобщему благу. Мнение последних вселяет наибольший оптимизм.