- Вадим Павлович, что, по Вашему мнению, стало решающим фактором для победы Ро Му Хена на выборах? Ведь в преддверии выборов многие политологи, как в самой Корее, так и в других странах, предрекали победу лидеру партии "Ханнара" (Партии Великой страны") Ли Хве Чхану.
- Во-первых, стоит отметить, что Ро Му Хен победил на волне антиамериканских настроений. Гибель двух южнокорейских школьниц под колесами американского военного бронетранспортера глубоко взволновали южнокорейскую обшественность. А решение американского военного суда, оправдавшее американских военных - виновников этого инцидента - привело к волне широкого общественного протеста, который приобрел накануне президентских выборов отчетливый антиамериканский характер. Протесты не утихают и по сей день. Позиция Ро Му Хена по этому инциденту была определенной и четкой: необходимо пересмотреть американо-южнокорейское соглашение о статусе американских войск в Южной Корее. И хотя Ли Хве Чхан выступил с аналогичным требованием, определенная часть южнокорейской общественности не простила Ли его проамериканских настроений.
В ходе предвыборной кампании Ро Му Хен ни раз подчеркивал, что он намерен строить отношения с США на основе равноправного диалога и не будет пресмыкаться перед Вашингтоном.
Во-вторых, итоги выборов примечательны тем, что народ Южной Кореи сделал свой выбор в пользу "политики солнечного тепла в отношении Севера", в пользу межкорейского сближения, то есть той политики, о преверженности которой заявлял Ро. Ли Хве Чхан напротив критиковал действующего президента Ким Дэ Чжуна за неоправданные, по его мнению, уступки северянам и ратовал за жесткий курс в отношении КНДР. Важным фактором для победы Ро Му Хена на выборах явилось и то, что ему удалось сформировать в глазах южнокорейской общественности в целом весьма позитивный образ.
- Александр Захарович, что Вы думаете на этот счет?
- К сказанному Вадимом Павловичем могу лишь добавить, что оправдание военным судом США двух американских военнослужащих, виновных в гибели южнокорейских школьниц, вызвало бурю возмущения не только среди радикальной молодежи. Оно в определенной степени сплотило представителей различных политических течений. Чувство несправедливости, которое корейцы испытали в результате решения американского военного суда, оказалось настолько сильным, что, очевидно, привело многих представителей деловых, консервативных кругов страны, традиционно ориентированных на США, к отказу от тех или иных расчетов, связанных с Соединенными Штатами.
Южнокорейцы после финансового кризиса в 97-98 году уже практически встали на ноги, обрели большую уверенность в своих силах. Они провели ряд крупных международных мероприятий, таких как Чемпионат мира. Они в течение трех лет работали над развитием отношений с Северной Кореей. Они увидели, что Северная Корея, возможно, не так уж страшна, как это подавалось пропагандой в годы «холодной войны». Южнокорейцы почувствовали, что и в Северной Корее тоже происходят определенные позитивные перемены. И вот это осознание чувства собственного достоинства и получение собственного опыта ведения дел с северянами способствовали изменению их отношения к США. Те формы американского господства, американской опеки над Южной Кореей, в том числе над ее политикой в отношении КНДР, те формы американского присутствия в этой стране, которые носят явно дискриминационный характер, они теперь вызывают протест среди довольно широких слоев населения Южной Кореи. Американцам явно пора пересматривать свою политику в этом плане. И если они этого не сделают, усиление антиамериканских настроений будет продолжаться. То есть я хочу сказать, что на итогах выборов сказалась высокомерная политика Соединенных Штатов в отношении Кореи в целом - и Севера и Юга.
- Александр Захарович, а с какими проблемами может встретиться Ро Му Хен в должности президента страны?
- Проблемы у нового президента, конечно, будут. Известно, что в парламенте большинство пока принадлежит оппозиционной партии, кандидат которой проиграл на выборах. Поэтому проблемы могут возникать при попытках проведения каких-то законодательных реформ, в том числе и в области межкорейских отношений, отмены или изменения тех актов, которые мешают развитию этих отношений. Скажем, закона о государственной безопасности. Здесь новый президент, очевидно, будет сталкиваться с серьезными трудностями, по крайней мере до тех пор, пока он не обеспечит для своей партии или, может быть, для тех партий, которые захотят вступить в коалицию с ним, такое большинство в парламенте, которое позволит оосуществлять необходимые меры.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы межкорейского диалога?
- Ро Му Хен выступает за продолжение политики нынешней администрации Ким Дэ Чжуна в отношении КНДР. Это значит, что курс на развитие сотрудничества с КНДР в различных областях, и, прежде всего, в экономической сфере скорее всего будет продолжен. Это так же означает, что новая администрация будет придерживаться линии на мирное поэтапное решение и других проблем, которые существуют между Севером и Югом Кореи.
- Как в контексте складывающейся ситуации могут развиваться отношения между Россией и Южной Кореей?
- Если говорить о перспективах российко-южнокорейских отношений при новой администрации, следует сначала отметить, что в программах главных кандидатов на пост президента эта тема не была прописана четко. Кандидаты сосредоточились в области внешней политики в основном на отношениях с северным соседом - КНДР, а также на отношениях с Соединенными Штатами. Надо сказать, что такой подход является традиционным для южнокорейских политиков, особенно в период президентской предвыборной компании. Поэтому каких-то специфических заявлений по вопросу о развитии отношений с Россией в ходе избирательной кампании не делалось.
- Ну а Ваши прогнозы?
- Полагаю, что отношения России с Южной Кореей при новой администрации могут получить дальнейшее развитие. Курс Ро Му Хена на межкорейское сближение будет способствовать и развитию российско-корейских связей. Он способен обеспечить условия, необходимые для реализации таких крупных международных экономических проектов, как стыковка железных дорог. Продолжение Сеулом «политики солнечного тепла в отношении Севера», развитие экономических связей между Севером и Югом будет объективно способствовать реализации российских интересов в Корее.
Программа, предложенная новым президентом в ходе его предвыборной кампании, в целом отвечает российским интересам в Корее и создает хорошие перспективы для их реализации. В частности, для реализации крупных международных экономических проектов. Ро, возможно, проявит несколько большую самостоятельность в решении корейских проблем, исходя из общенациональных интересов корейцев, чем это было прежде. Ведь администрация Буша, не стесняясь, давила на Сеул с целью вынудить президента Ким Дэ Чжуна следовать линии американской администрации. И это ей во многом удавалось.