Председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал Ричард Майерс заявил в минувшее воскресенье, что наращивание военной мощи в Персидском заливе, несомненно, окажет дополнительное давление на президента Ирака Саддама Хусейна с тем, чтобы он разоружился. У военных есть возможности для оказания содействия дипломатам, утверждает американский генерал.
Заявление несколько странное. Во-первых, потому, что о «миротворческих» целях американской дипломатии вдруг заговорил военный. Во-вторых, потому что говорить о каком-то миротворчестве, будь то со стороны Белого дома или госдепартамента, сегодня уже не имеет смысла. Налицо все факты непосредственной подготовки США и их военных союзников к ведению боевых действий. Может быть, перед американским генералом поставлена задача создать впечатление, что не только в высших эшелонах американского руководства, но и военных кругах США все еще не исключают варианта мирного разоружения Ирака? Тогда это понятно: к таким приемам прибегают политики и военные перед началом задуманных ими боевых действий, чтобы убедить противников войны в ее неизбежности и обеспечить внезапный характер начала операции.
На это обстоятельство обращает внимание, в частности, и «Вашингтон пост». Ссылаясь на неназванного высокопоставленного американского военного, газета утверждает о стремлении администрации США устранить сложившееся в мире впечатление о том, что Вашингтон готовится действовать против Ирака вне зависимости от заключения международных инспекторов по вопросу о наличии или отсутствии в Ираке оружия массового уничтожения. В действительности же, сообщает газета, переброски сил и средств в Персидский залив осуществляются в гораздо более широких масштабах, чем об этом известно мировой общественности. По данным, полученным из упомянутого источника, только за последние 10 дней из США в район Персидского залива были направлены два судна грузоподъемностью 62 тыс тонн каждое. А в начале января войсковая группировка там будет значительно усилена за счет переброски в регион «дополнительного числа боевых самолетов, кораблей, танков, а также около 50 тысяч военнослужащих и несколько десятков тысяч резервистов».
Примечательно, что все это происходит на фоне звучащих из Багдада заверений в том, что международным инспекторам не удастся найти ОМУ на иракской территории, потому что его там нет. Иракское руководство активно демонстрирует свою открытость, заявляя о намерении не дать Вашингтону и Лондону предлога для начала войны, о готовности сотрудничать с международными инспекторами «до самого конца» и даже допустить на иракскую территорию сотрудников ЦРУ и британской разведки, для того чтобы они указали местонахождение запрещенного ООН оружия и материалов. Такая позиция ставит спецслужбы США и Великобритании в непростое положение, ведь они обещали предоставить миссии ООН по наблюдению, контролю и инспекции (ЮНМОВИК) разведывательную информацию по Ираку. Такое обещание было дано после того, как глава этой миссии Ханс Бликс заявил на минувшей неделе о том, что британское и американское правительства не предоставляют международным инспекторам, работающим в Ираке, разведывательную информацию о том, на каких иракских объектах, по данным Великобритании и США, может храниться оружие массового уничтожения.
Некоторые страны явно спешат в своем желании продемонстрировать свою безоговорочную солидарность с военными устремлениями США в Ираке. К примеру, японское правительство, как утверждают японские СМИ, в неофициальном порядке заверило Вашингтон, что поддержит США в случае начала войны с Ираком. Может, у японской разведки есть достоверные сведения о наличии ОМУ в Ираке? Или оно готово поддержать любую военную операцию США против любой страны, которую Вашингтон подозревает в ядерных разработках?
У Москвы, например, оснований для такого безоговорочного партнерства нет. Как, заявил накануне в программе «Времена» министр иностранных дел Игорь Иванов, российская сторона не видит оснований для того, чтобы присоединяться к возможной военной операции против Ирака. Главная цель Москвы по-прежнему заключается в том, что добиться отсутствия на территории Ирака оружия массового уничтожения: "Все другие цели, подчеркнул министр, выходят за рамки наших интересов".
В число младших партнеров Вашингтона Москва не записывалась и «партнерские» интересы сторон на пороге новой войны могут явно разойтись. Россия по-прежнему демонстрирует готовность к развитию партнерства с Западом, но в интересах мира, а не ради новой войны. Американской политической элите, взявшей под козырек перед президентом США, видимо, безразличны экономические интересы среднего и малого предпринимательского класса своей страны. Их, очевидно, не волнуют перспективы падения внутреннего и международного финансово-экономического и, в частности, нефтяного рынков, которое предсказывает ОПЕК. Современная Россия страна не богатая, она не страдает глобальными политическими амбициями, и ее не могут не волновать конкретные политические и экономические последствия новой военной кампании в весьма близком от российских земель регионе. В то же время, в Москве, видимо, уже просчитали и возможное влияние нового военного конфликта на общую ситуацию в отношениях цивилизаций.
Учтут ли возможные риски, связанные с военными планами США, в европейских странах и в международных организациях, ответственных за представление Совету Безопасности ООН достоверных сведений о военных программах Ирака, покажет время. На сегодняшний момент позиции этих, важнейших для решения проблемы сторон довольно реалистичны. Но в современной истории, есть, к сожалению, примеры, когда они сдавались под беспрецедентным натиском Вашингтона.