Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

С точки зрения внешней политики прошлый год был на редкость удачным

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Известный политолог, замдиректора Института Европы РАН Сергей Караганов, анализируя внешнеполитические итоги уходящего года, в интервью Стране.Ru заявил, что Россия «смогла стать полезным и дружественным государством для большинства ключевых стан мира и получила возможность играть не на противоречиях, как обычно, а на сближении этих государств». Эту роль, по мнению политолога, наша страна удачно играла в отношениях между Китаем и Соединенными Штатами, между Соединенными Штатами и Европой.

- Что вы скажете об итогах уходящего года с внешнеполитической точки зрения?

- С точки зрения внешней политики прошлый год был на редкость удачным. Нам удалось добиться почти всех поставленных целей. Из выбранного курса на стратегическое сближение с Соединенными Штатами Америки и с ведущими западными странами с одновременным укреплением отношений с Китаем и Индией внешнеполитическое влияние России ощутимо и качественно усилилось. Мы смогли стать полезным и дружественным государством для большинства ключевых стан мира и получили возможность играть не на противоречиях, как обычно, а на сближении этих государств. Эту роль мы удачно играли в отношениях между Китаем и Соединенными Штатами, между Соединенными Штатами и Европой.

Единственной неудачей частично является не совсем последовательная и неточная тактика в отношении Калининграда, которая привела к не совсем удовлетворительным результатам в переговорах с Евросоюзом. И история эта еще не окончена.

- А какие проблемы будут волновать российских внешнеполитических деятелей в будущем году?

- Что касается будущего года, то я пока не вижу крупных проблем, которые могли бы омрачить вот эту позитивную тенденцию в нашей внешней политике. Я полагаю, что крупная иракская проблема будет решена и не станет камнем преткновения в наших отношениях с ведущими странами, в первую очередь с Соединенными Штатами Америки. И произойдет это потому, что вряд ли у нас есть желание защищать Саддама Хусейна, особенно, в условиях, когда он, например, выкидывает наши компании, лишая себя последних рычагов, которыми он мог бы нас привлечь на свою сторону. Кроме того, мы все больше и больше понимаем, что в нераспространении ядерного оружия мы заинтересованы, может быть, не меньше, а даже больше, чем другие страны.

Но в будущем году, тем не менее, очень много будет и трудностей, потому что нужно будет вести очень трудные переговоры с Евросоюзом. ЕС нам не мешает, но регулярно ставит серьезные условия с точки зрения нашего вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Нужно бы действительно активизировать весь комплекс в отношениях с Евросоюзом, нужно конкретизировать российско-американское взаимодействие, подводя под него более серьезную базу, возможно двигаясь все-таки в направлении создания постоянного Союза безопасности между ведущими странами мира. Ключевое слово, конечно, за Соединенными Штатами Америки. Это задача не только на следующий год, но и на последующие.

- Что вы имеете в виду под постоянным Союзом безопасности?

- НАТО при всем том, что мы начали взаимодействовать с этой организацией, вряд ли сможет стать эффективным координатором противодействия новым угрозам и борьбы с ними. Нужен новый Союз безопасности ведущих ответственных держав, в направлении создания которого нужно работать.

- То есть вы имеете в виду новый каркас европейской и мировой безопасности?

-Да, новый каркас рядом с ООН и в помощь Совету Безопасности ООН, и в помощь НАТО. Союз, который бы эффективно координировал взаимодействия стран в борьбе с распространением ядерного оружия, растущей нестабильностью, терроризмом и т.д.

- Два слова об СНГ, если можно?

- В СНГ продолжалась тенденция с упором на двусторонние отношения и к ослаблению «бумажной» организации, которой является само СНГ. Это тенденция позитивная, и, я надеюсь, что в следующем году мы сможем более активно и более эффективно проводить двустороннюю политику, особенно в отношении Белоруссии, одновременно подталкивая Белоруссию к реформам под российским прикрытием и предлагая за эти реформы как бы свою помощь и поддержку. Недопустима политика как жесткого давления, так и политика фактического игнорирования того, что Белоруссия находится в стагнации. Думаю, что позитивная будет политика в отношении Украины. Там тоже заложен хороший алгоритм. Надеюсь на активизацию российско-казахстанского сближения. Что касается других стран, то по отношению к ним Россия сейчас проводит взвешенную политику, хотя она носят, как правило второстепенный характер.