Не стоит сомневаться, что упомянутые угрозы прозвучали из КНДР именно в ответ на заявление министра обороны США Дональда Рамсфелда. США способны воевать сразу на двух фронтах, если это понадобится и если Северная Корея не пойдет на ядерное разоружение на американских условиях, сказал министр. Так что причины такого резкого выпада Пхеньяна прежде всего надо искать в активизации Соединенными Штатами политики силового давления на страны провозглашенной ими «оси зла».
Другое дело, что и Пхеньяна в очередной раз перешел границы дозволенного, нарушив гласно или негласно установленные современные формы цивилизованного международного общения. То, что их в последнее время весьма часто нарушает одна великая держава, отнюдь не означает, что другие страны ее поддерживают или тем паче придерживаются такого же стиля поведения в мировом сообществе. Принцип «угроза на угрозу», может быть, и типичен для американо-северокорейских отношений, но он абсолютно неприемлем для цивилизованных взаимоотношений, для других стран мира. Тем более для тех, кто активной дипломатической политикой помогает КНДР выйти из изоляции, налаживает с ней дипломатические и экономические связи и надеется на стабильное совместное проживание в современном и будущем мире. Ну, а угрозы, звучащие из Пхеньяна, представляются не только неадекватными складывающейся ситуации, но и контрпродуктивными. Ими никого сегодня не напугаешь, а вот испортить отношения можно.
В этой связи встает серьезный вопрос о том, почему Пхеньян пошел на такой резкий шаг. Прежде всего, как видится, из-за дипломатической неопытности новичка попавшего вдруг на ту часть международной арены, которая раньше для него была недоступна. К таким резким выпадам северокорейская дипломатия была склонна и раньше - во времена самоизоляции и отсутствия широких контактов с внешним миром. В свете этого нынешнюю неуклюжую выходку можно понять и забыть о ней.
Но вместе с тем, невозможно избавиться от мысли и о том, что КНДР утвердилась в своем намерении отстаивать свое право на обладание оружием массового уничтожения. Даже в том случае, если такового в стране на настоящий момент и не имеется. Если это так (а это очень похоже на правду), то такие устремления не только не найдут поддержки у всего окружающего мира, но напротив вызовут резкое осуждение со стороны даже традиционных партнеров КНДР.
Резкая реакция КНДР на не менее резкий выпад Вашингтона моментально стал предметом внимания со стороны большинства стран мира, и прежде всего России, Китая, Японии, Южной Кореи и, конечно, самих США. Все эти страны уже четко высказались за безъядерный статус Корейского полуострова, и вряд ли что в их позициях на этот счет изменится. «В Москве с большим интересом воспринято предложение, сделанное президентом США Джорджем Бушем в интервью журналу «Ю.С.Ньюс» о сотрудничестве Соединенных Штатов с Россией и Китаем для сохранения мира и достижения общей цели - «свободного от ядерного оружия» Корейского полуострова. Российская сторона, как неоднократно подчеркивалось, готова активно участвовать в любых дипломатических усилиях по развитию диалога в интересах обеспечения безъядерного статуса Корейского полуострова на базе строгого соблюдения всеми сторонами Договора о нераспространении ядерного оружия и соответствующих решений МАГАТЭ», - подчеркивается в заявлении официального представителя МИД РФ Александра Яковенко.
«Россия исходит из того, что КНДР, продолжая оставаться участником ДНЯО, будет строго выполнять свои обязательства как по Договору, так и по соглашению с МАГАТЭ о применении полноохватных гарантий в связи с ДНЯО. В Москве выражают сожаление по поводу односторонних действий КНДР по удалению со своих ядерных объектов установленных МАГАТЭ пломб и других инструментов мониторинга. Считаем важным продолжение взаимодействия КНДР с МАГАТЭ и поддерживаем позицию Агентства относительно необходимости сохранения возможностей для осуществления им гарантийной деятельности в КНДР. Мы также ожидаем от всех заинтересованных сторон проявления сдержанности, выполнения принятых на себя обязательств и продолжения диалога с целью мирного решения всех вопросов, вызывающих озабоченность", подчеркивается в сообщении МИД РФ.
24 декабря состоялся телефонный разговор министра иностранных дел России Игоря Иванова с коллегой из Японии Йорико Кавагути, в ходе которого был проведен обмен мнениями о развитии ситуации на Корейском полуострове. С российской стороны подчеркнута необходимость проявления сдержанности всеми заинтересованными сторонами, выполнения ими принятых на себя обязательств и продолжения диалога с целью решения всех вопросов, вызывающих озабоченность, путем переговоров. В этот же день заместители министра иностранных дел России Вячеслав Трубников и Александр Лосюков приняли соответственно послов Японии и Южной Кореи. Безошибочно можно предположить, что основное внимание этих встреч было посвящено северокорейской проблематике.
Весьма примечательным в этой связи представляется интервью заместителя министра иностранных дел России Георгия Мамедова газете «Время новостей», в котором российский дипломат высказал мнение о том, что само выражение «ось зла», применяемое Вашингтоном, не только «крайне неудачное» но и носит «провокационный» характер. «Оно породило много проблем, напугав ряд стран. Это Россия может себя чувствовать спокойно, никому и ни при каких условиях не позволяя себя шантажировать. И все это знают. Но каково маленькому государству, которому говорят, что оно чуть ли не часть библейских сил зла, с которыми нужно бороться до полного уничтожения», - отметил российский дипломат. "Шантажировать Северную Корею ее тяжелым экономическим положением - контрпродуктивно, опасно. Россия содействует диалогу, поощряет создание там совместных предприятий, строительство железной дороги между Севером и Югом. Это верная политика. Называть же кого-то частью «оси зла», пугать, а потом обвинять, что после такого запугивания делаются неосторожные заявления, как это сделал Пхеньян, мне кажется неправильным», - сказал Мамедов.
Накануне рождества и нового 2003 года Вашингтон и Пхеньян еще раз встряхнули и напрягли мир, и без того уставший от бесконечных конфликтов и войн, бряцания оружием. Сторонам стоило бы проявлять сдержанность и вежливость в отношениях друг с другом, сесть за стол переговоров и конструктивно решать вопрос о том, кто прав, а кто виноват в срыве поставок мазута в Северную Корею и сроков строительства современных ядерных реакторов в КНДР, в невыполнении обязательств по нераспространению ОМУ. А для остального мира, должно быть, в равной степени неприемлемы воинственность, несдержанность и бестактность обеих сторон.